Борьба с телефонным мошенничеством
В краевом парламенте обобщили информацию о мерах по борьбе с телефонным мошенничеством.
Мошенники постоянно меняют схемы своей работы, адаптируя их к происходящим событиям и ситуациям. Типичная фраза мошенника: «Продиктуйте код из СМС». Код из СМС - это аналог вашей собственноручной подписи, его НИКОГДА и НИКОМУ нельзя сообщать или пересылать.
При сообщении или звонке от «руководителя» не надо поддаваться панике. Необходимо доложить о случившемся вышестоящему руководству. В подобных схемах мошенники все чаще используют дипфейк-технологии, которые позволяют подделать голос, фото- и видеоизображение конкретного человека. Могут создаваться дипфейки работодателей, сотрудников госорганов, известных личностей и ваших близких.
Ваши действия, если звонит «сотрудник оператора мобильной связи» и сообщает, что срок действия SIM-карты заканчивается, пугает отключением услуг или «сотрудник банка или Центробанка» информирует о попытке хищения денег, предлагает перевести деньги на «безопасный счет»:
- положите трубку;
- не сообщайте паспортные данные или финансовые сведения (номер карты, трехзначный код на оборотной стороне, имя владельца, код из смс и т.д.);
- не совершайте каких-либо действий по счету.
Ваши действия, если звонит «сотрудник государственных органов» и угрожает блокировкой счета, по которому якобы зафиксированы сомнительные операции; предлагает перерасчет пенсии или какую-либо выплату:
- положите трубку;
- наберите официальный номер организации откуда поступил подозрительный звонок или пришло сообщение.
Ваши действия, если звонит «Сотрудник МВД, ФСБ, прокуратуры» и сообщает, что с вашим родственником случилась беда; просит помочь задержать мошенников и предупреждает об ответственности за разглашение информации; обвиняет в госизмене, угрожает уголовным преследованием:
- положите трубку.
Работники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону, не запрашивают финансовые данные, не предлагают поучаствовать в задержании мошенников.
При получении сообщений от «знакомых» или «близких», которые просят проголосовать за ребёнка в конкурсе; говорят, что попали в беду, им срочно нужны деньги или просят в займы: позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Не переходите по неизвестным ссылкам, даже если получили их от близких или знакомых. Также не нужно переходить по неизвестным QR-кодам, даже если получили их от близких или знакомых.
Если вы стали жертвой финансового мошенничества:
- немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения, личного кабинета на сайте банка, через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении;
- в течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией;
- обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Инфографика по данной теме размещена на сайте Законодательной Думы Хабаровского края http://www.duma.khv.ru/ в разделе «Закон, понятный населению».
Пресс-служба
Законодательной Думы
Хабаровского края