Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 25.11.2015 № 143 «Об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в Хабаровском крае» (далее - Закон края № 143, край), рассмотрена 08.02.2024 на очередном заседании постоянного комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры.
Закон края № 143 принят в целях снижения объемов потребления и формирования культуры потребления алкогольной продукции, а также сокращения количества правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции.
В соответствии с полномочиями, установленными положениями абзаца второго пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Законом края № 143 установлены:
дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с 22.00 до 10.00 часов;
запрет на розничную продажу алкогольной продукции в Международный день защиты детей (1 июня), в День молодежи (последняя суббота июня), в День знаний (1 сентября);
запрет на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, вход в которые организован для покупателей со стороны дворов данных многоквартирных домов;
запрет розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам с площадью зала обслуживания посетителей менее 36 квадратных метров для городских поселений, городских округов, городских населенных пунктов, входящих в состав муниципальных округов, и 24 квадратных метра для сельских поселений, сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципальных округов.
Исполнительным органом края, осуществляющим в пределах своих полномочий формирование и реализацию на территории края государственной политики в сфере торговли, в том числе алкогольной продукцией, является министерство промышленности и торговли края (далее - Регулирующий орган).
Полномочия в области лицензирования, регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с апреля 2019 года переданы в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края (далее - Главное управление).
По информации Регулирующего органа, объем розничных продаж на душу населения в литрах этанола в крае растет, что свидетельствует о легализации продаж, так как в расчет берутся продажи, зафиксированные в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) и по данным представленных деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции. Такая же тенденция сохраняется в остальных субъектах, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа и в целом по Российской Федерации.
Вместе с тем, количество предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, а также осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - субъекты регулирования), уменьшается.
По мнению Регулирующего органа, постепенное снижение количества субъектов регулирования обусловлено ужесточением законодательства, регламентирующего розничную продажу алкогольной продукции, в том числе введением:
Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), системы «Меркурий»; требования о применении онлайн-касс;
запрета на продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах - в случае отсутствия сведений в Росреестре об объекте недвижимости, принимается решение, что это нестационарный торговый объект или незаконно возведенное строение.
Развитие крупных региональных и межрегиональных торговых сетей, в том числе на территориях муниципальных районов, ведет к прекращению деятельности отдельных «мелких» торговых объектов.
Кроме того, установленная подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость предоставления или продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 65 тыс. рублей ежегодно без учета количества объектов лицензирования, а также их местонахождения, также ведет к прекращению деятельности отдельных «мелких» торговых объектов.
Таким образом, перечисленные обстоятельства составляют комплекс причин, по которым может сокращаться число субъектов регулирования.
Главное управление в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции проводит оценку заявителя лицензионным и (или) обязательным требованиям.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в процессе оценки соответствия лицензионным требованиям проверяются на соответствие требованиям статьи 4.2 Закона края № 143. Отказы в связи с несоответствием организаций данной норме отсутствуют.
В 2023 году отказано в продлении, выдаче, переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 6 заявителям в связи с несоответствием торгового объекта требованиям статьи 4.1 Закона края № 143.
В случае несоответствия торгового объекта рассматриваемой норме субъектам предпринимательской деятельности (в случае наличия в лицензии нескольких обособленных подразделений) предлагалось провести изменение конфигурации торгового объекта путем переноса входа в объект не со стороны дворовой территории (подъездов) многоквартирного дома, либо, при невозможности провести фактические изменения, исключение объекта, не соответствующего требованиям Закона края № 143, путем переоформления соответствующей лицензии.
Так, по 5 торговым объектам лицензиатам удалось провести изменения расположения входа в торговый объект и привести данный объект в соответствие требованиям краевого законодательства. Торговым объектам (4 магазина), находящимся в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, были изменены адресообразующие элементы, что свидетельствовало на момент проверки об ином адресе торгового объекта, в отличие от многоквартирного дома. Вместе с тем порядка 6 объектов исключены из лицензии в ходе проведения оценки.
С начала 2023 года увеличилось количество обращений лицензиатов по предварительной экспертизе планируемых к розничной продаже алкогольной продукции торговых объектов в разрезе применения статьи 4.1 Закона края № 143.
Поступило 67 обращений по вопросам проведения экспертизы планируемого или используемого торгового объекта по розничной продаже алкогольной продукции (25 письменно, 42 устно при личном приеме, а также при непосредственном выезде на место).
По информации Главного управления, в рамках проводимых мероприятий, направленных на пересечение нарушений на основании обращений граждан и организаций, а также результатов комплексной оценки деятельности подконтрольных субъектов, в 2019 году из 37 нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлено 7 нарушений времени продажи алкогольной продукции, в 2020 году из 166 нарушений - 9 нарушений, в 2021 году из 130 - 22 нарушения.
В рамках «моратория», установленного Правительством Российской Федерации, с 2022 года в связи с отсутствием фактов непосредственной угрозы (причинения) вреда жизни и здоровью граждан в разрезе рассматриваемых ограничений контрольные (надзорные) мероприятия по факту осуществления ночной продажи алкогольной продукции, продажи в запрещенные законом дни не проводились.
Вместе с тем обеспечение правопорядка в общественных местах, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений относятся к направлениям деятельности полиции в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Главным управлением на постоянной основе проводятся совместные выездные мероприятия с сотрудниками УМВД России по Хабаровскому краю. В 2022 году в рамках совместных мероприятий с УМВД России выявлено 13 нарушений, из них 10 нарушений времени продаж, 3 - продажи в дни запрета.
В 2023 году таких нарушений выявлено 7, из них 4 - нарушения времени продаж, 3 - продажи в дни запрета.
Кроме того, в рамках поступивших обращений за 2022 год из общего количества обращений (136) обращений по фактам продажи алкогольной продукции в запрещенное законом время составило 31 обращение.
В отношении предпринимателей проведены профилактические мероприятия, выдано 31 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2023 году при таких же обстоятельствах (из 136 обращений - 12 по фактам нарушения времени продаж) выдано 12 предостережений. Сведения перенаправлены для рассмотрения в УМВД России по краю.
Министерством экономического развития края в 2023 году проведена оценка фактического воздействия Закона края № 143 и подготовлен проект заключения на основании постановления Правительства края от 08.08.2022 № 401-пр «О реализации оценки применения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Хабаровского края, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов».
В рамках проведения публичных обсуждений на Региональном портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти края http://regulation.khv.gov.ru/ (далее - региональный портал) поступило 11 замечаний и предложений от представителей сетей «Столица» и «Винлаб», ООО «ДВ Невада» («Самбери»).
Все поступившие предложения и замечания касаются формулировки части 1 статьи 4.1 Закона края № 143.
По мнению субъектов регулирования, отсутствие единого определения понятия «двор многоквартирного дома» в законодательстве Российской Федерации, равно как и Законе края № 143 создает ситуацию отсутствия однозначного понимания указанной нормы, как со стороны бизнеса, так и со стороны контролирующих органов, что в свою очередь приводит к субъективным решениям на усмотрение конкретного контролирующего лица.
С учетом поступивших замечаний и предложений от субъектов предпринимательской деятельности по итогам оценки фактического воздействия Закона края № 143 уполномоченным органом сделан вывод о наличии в Законе края № 143 неоднозначно сформулированного обязательного требования, не позволяющего единообразно применять и (или) исполнять обязательное требование, согласно которому на территории края не допускается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, вход для покупателей в которые организован со стороны дворов данных многоквартирных домов.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 3 Закона края от 29.09.2021 № 211 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» нормативный правовой акт края, устанавливающий обязательные требования, должен предусматривать срок действия таких требований, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
С учетом изложенного, Регулирующим органом разработан проект закона края «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в Хабаровском крае», который размещался на региональном портале с 13 декабря 2023 года по 17 января 2024 года. Замечания и предложения не поступили.
В настоящее время проект закона направлен на экспертизу в прокуратуру края, а также на согласование в муниципальные образования края и заинтересованные исполнительные органы края.
По итогам рассмотрения вопроса исполнительным органам края даны рекомендации подготовить предложения в связи с принятием Федерального закона 14.02.2024 № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».