В период с июля 2021 года по май 2022 года краевым парламентом проводился десятый (юбилейный) смотр-конкурс на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований Хабаровского края.
Проведение подобных конкурсов является традиционным направлением деятельности Законодательной Думы Хабаровского края. Первый смотр-конкурс был проведен Законодательной Думой в 2004 году.
Основной целью конкурса является совершенствование деятельности представительных органов муниципальных образований края, повышение их роли в системе организации местного самоуправления.
Организация подобных мероприятий способствует укреплению и расширению взаимодействия Законодательной Думы Хабаровского края с органами местного самоуправления муниципальных образований края, активизации правотворческой деятельности, улучшению работы по реализации принимаемых муниципальных правовых актов, направленных на эффективное решение вопросов местного значения.
В прошлом году при разработке Положения о смотре-конкурсе были учтены предложения, поступившие от представительных органов муниципальных образований края, изменились некоторые критерии оценки конкурсных материалов участников.
Одними из критериев оценки работы, помимо традиционно устанавливаемых оценочных показателей работы представительных органов, в этот раз дополнительно установлены критерии:
Для представительных органов городских округов и муниципальных районов края:
наличие документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
наличие стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий ее реализации;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период.
Для оценки информирования населения о деятельности представительных органов дополнительно введен показатель наличия официальных аккаунтов в социальных сетях.
В сфере реализации права законодательной инициативы в Думе дополнительно введены показатели о количестве принятых Думой законодательных инициатив представительных органов муниципальных образований края и поправок к проектам законов края.
Дополнительно оценивалась работа по созданию органов территориального общественного самоуправления в отчетном периоде.
Новшеством стало размещение конкурсных материалов участников на официальных сайтах представительных органов муниципальных образований или страницах на сайтах местных администраций. Этот критерий оценки также включен в оценочные показатели. Безусловно, это будет способствовать более широкому информированию о работе органов местного самоуправления.
Смотр-конкурс проводился среди представительных органов муниципальных образований края в зависимости от численности населения в семи группах.
(Справочно: среди представительных органов:
1) городских округов;
2) муниципальных районов края с численностью населения более 30 тысяч человек;
3) муниципальных районов края с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек;
4) муниципальных районов края с численностью населения менее 15 тысяч человек;
5) городских и сельских поселений края с численностью населения более 5 тысяч человек;
6) городских и сельских поселений края с численностью населения от 1 до 5 тысяч человек;
7) сельских поселений края с численностью населения менее 1 тысячи человек).
На рассмотрение комиссии были представлены материалы 27 представительных органов муниципальных образований Хабаровского края в том числе:
2 городских округов,
12 муниципальных районов края,
3 городских и 10 сельских поселений.
Конкурсной комиссией при оценивании результатов деятельности представительных органов применялась балльная система, установленная положением о смотре-конкурсе.
Представительные органы края отразили в конкурсных материалах результаты своей деятельности в самых различных сферах.
Работа практически всех представительных органов муниципальных образований края заслуживает положительной оценки. В представленных материалах отражены позитивные тенденции, которые отличают работу представительных органов муниципальных образований края, отмечается качественный и творческий подход к их подготовке.
В работе большинства представительных органов муниципальных образований края прослеживается четкая организация планирования работы.
О качестве правотворческой работы представительных органов муниципальных образований края свидетельствует минимальное количество либо отсутствие актов прокурорского реагирования на принятые решения, а также отсутствие судебных решений о признании решений недействующими полностью или в части.
К сожалению, ситуация, связанная с риском распространения новой коронавирусной инфекции, не могла не отразиться на количестве проводимых публичных мероприятий представительных органов муниципальных образований края (опросы жителей, публичные слушания, собрания и конференций).
Вместе с тем депутатами проводилась эффективная работа с обращениями граждан, большинство из которых решено положительно, организовывались депутатские слушания.
Представительные органы активно взаимодействуют с общественными объединениями, в том числе с организациями ветеранов, проводят совместные мероприятия.
К этой работе подключаются молодые парламентарии. Ключевыми задачами молодежных парламентов являются мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, защиту исторической правды. Основными социальными акциями молодежных парламентов являются экологические и благотворительные проекты.
Вместе с тем стоит отметить, что на уровне поселений недостаточно организована деятельность по развитию молодежного парламентаризма.
В сфере коммуникаций стоит отметить, что многие участники смотра-конкурса идут в ногу со временем и имеют официальные аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Телеграмм, Одноклассники).
Помимо печатных публикаций в СМИ, в крупных населенных пунктах депутаты представительных органов становятся участниками видеосюжетов и телепередач (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Амурск).