Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

28.12.2016 / Рекомендации «круглого стола» на тему «О правовом регулировании государственной поддержки семей с детьми на территории Хабаровского края»


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему
«О правовом регулировании государственной поддержки семей с детьми на территории Хабаровского края»
 

22 ноября 2016 года                                      г. Хабаровск

     

     

     Участники «круглого стола», обсудив вопросы правового регулирования государственной поддержки семей с детьми на территории Хабаровского края (далее - край), отмечают следующее.

     За последние годы в Российской Федерации произошли изменения государственной семейной политики. Утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которая направлена на обеспечение благополучия семьи и защищенного детства, охрану материнства и отцовства. Благодаря принятию указанной стратегии, а также Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года законодательство в сфере защиты прав и интересов детей и семей с детьми стало динамично развиваться. По этим вопросам в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации регулярно рассматриваются законопроекты, по наиболее важным и актуальным из них Законодательная Дума края направляет свои отзывы, предложения и замечания.

     В крае сформирована нормативная правовая база в области семейной политики. Приняты Законы края «О социальной поддержке семей при рождении второго и каждого последующего ребенка в Хабаровском крае», «О ежемесячной денежной выплате в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей», «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Хабаровского края» и другие. Действует Комплексная краевая программа развития семейной и демографической политики края на 2014 - 2020 годы, создана межведомственная комиссия по реализации мер, направленных на повышение рождаемости. В целях обеспечения социальной и экономической устойчивости семьи ежегодно из бюджетов всех уровней выделяется свыше 3 млрд. рублей, что составляет третью часть от всех расходов на социальную поддержку.

     Всего в крае в связи с рождением и воспитанием детей по линии социальной защиты выплачиваются 11 видов государственных пособий, пять из них финансируются за счет средств федерального бюджета. Наибольшей востребованностью пользуются:

     региональный материнский (семейный) капитал на третьего и каждого последующего ребенка в размере 200 тыс. рублей;

     ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего и последующего детей в возрасте до трех лет, размер которой составляет 13 873 рублей;

     компенсация в размере 30 процентов расходов по оплате коммунальных услуг для многодетных семей;

     единовременное пособие в размере 5 тыс. рублей при рождении второго и каждого последующего ребенка;

     предоставление государственной социальной помощи семьям на основании социального контракта.

     В крае принимаются меры по созданию условий для приобретения населением доступного по стоимости жилья. Так, в 2016 году не менее 310 молодых семей получат социальные выплаты на улучшение жилищных условий на общую сумму около 350 млн. рублей, также планируется предоставить социальные выплаты не менее 50 семьям - участникам социальной ипотеки на сумму 17,5 млн. рублей. Дополнительно в текущем году более 240 семей - участниц жилищных программ предыдущих лет, в которых родились дети, смогут получить за счет средств краевого бюджета поддержку в размере 5 процентов от стоимости приобретенного жилья на погашение части ипотечного долга на общую сумму 40 млн. рублей.

     Кроме этого, большое внимание уделяется улучшению жилищных условий многодетных семей. За счет средств краевого бюджета осуществляется гашение остатка основного долга по их жилищному (ипотечному) кредиту.

     В связи с высокой потребностью семей в обеспечении жильем с 2016 года на территории края реализуется программа «Жилье для российской семьи», в рамках которой планируется строительство 165 квартир (10 тыс. кв. метров) со стоимостью 1 кв. метра - 35 тыс. рублей. В крае также осуществляется бесплатное предоставление многодетным семьям в собственность земельных участков. Из общего числа предоставленных участков обеспечены объектами дорожной сети 29 процентов, электричеством - 32 процента.

     В соответствии с региональным законодательством в краевых учреждениях социального обслуживания населения семьям предоставляется услуга по обеспечению кратковременного присмотра за детьми, а также по обучению родителей или законных представителей детей практическим навыкам, необходимым для осуществления ухода за детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В десяти таких учреждениях открыты пункты бесплатного предоставления предметов первой необходимости для новорожденных.

     В прошлом году в отделении кризисного центра для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, были открыты стационарные места, что позволяет женщинам с детьми проживать в учреждении до трех месяцев, пока предпринимаются меры по разрешению трудной жизненной ситуации.

     Отмечается положительная динамика в работе по профилактике искусственного прерывания беременности. Число абортов снизилось с 12,36 тыс. в 2014 году до 10,48 тыс. в 2015 году. Большая роль в этом отводится работе кабинетов медико-социальной помощи женщинам. В настоящее время в медицинских организациях действует 23 таких кабинета, из них четыре открыто в 2016 году. Вместе с этим по результатам консультирования только 19 процентов женщин, первоначально обратившихся за выдачей направления на аборт, принимают решение о сохранении беременности, что говорит о необходимости повышения эффективности проводимых консультаций.

     Активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. Ежегодно увеличивается количество проведенных процедур экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО). Благодаря этому с 2006 года смогли родиться почти 1,5 тыс. младенцев. Ежегодно проводится более 700 таких процедур, в 30 процентах случаев после проведения ЭКО наступает беременность. Эффективность сопоставима с ведущими репродуктивными центрами страны.

     В отношении поддержки замещающих семей также ведется системная работа: реализуются краевые программы, которые позволяют снижать долю детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством (от 8 600 до 11 500 рублей в зависимости от районных коэффициентов) и вознаграждение опекунам, исполняющим свои обязанности на возмездной основе (от 11 600 до 15 500 рублей за каждого ребенка, принятого на воспитание в семью). С 01.01.2013 в крае установлена единовременная денежная выплата гражданам, усыновившим ребенка, в размере 250 тыс. рублей за каждого ребенка. Данную выплату получили усыновители на 280 детей, а общая сумма выплат составила 70 млн. рублей.

     Проводимая в крае работа по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей позволила за последние три года уменьшить число детей, информация о которых включена в региональный банк данных о детях, с 1 922 в 2014 году до 1 295 анкет в 2016 году; увеличить численность детей, находящихся под опекой, и закрыть девять организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Вместе с этим участники «круглого стола» отмечают ряд проблем.

     В частности, сохраняется недостаточный уровень информированности семей с детьми о возможности получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая позволит им приобрести экономическую самостоятельность.

     Многодетные семьи, проживающие в городских округах края, отмечают наличие материальных сложностей, связанных с проездом их детей до организаций дополнительного образования. Данная категория семей, бесплатно получившая в крае земельные участки, обратила внимание и на трудности в решении вопроса строительства жилья в связи с отсутствием коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог к предоставленным участкам.

     В ходе «круглого стола» также были озвучены вопросы необходимости улучшения рациона питания детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края, а также поднята проблема недостаточного ассортимента продукции, выпускаемой ФГУП «Хабаровское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, для обеспечения детей протезно-ортопедическими изделиями.

     Одновременно участники отметили сохранение в обществе элементов семейно-бытового насилия, что свидетельствует о необходимости усиления профилактики семейного неблагополучия и расширения сети соответствующих кризисных центров со стационарными местами.

     Учитывая изложенное, участники «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

     1. Законодательной Думе края:

     1.1. Поддержать проект федерального закона № 3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья».

     1.2. Совместно с органами исполнительной власти края продолжить работу:

     1.2.1. По совершенствованию нормативных правовых актов края в части оказания мер социальной поддержки семьям с детьми с учетом соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

     1.2.2. По расширению комплекса мер, направленных на стимулирование рождения молодыми семьями первых детей.

     1.2.3. По информированию семей с детьми об их правах на получение социальной помощи.

     1.2.4. По информированию многодетных семей, бесплатно получивших в крае земельные участки в целях жилищного строительства, о возможности объединения в жилищно-строительные кооперативы и получения субсидий из краевого бюджета на создание объектов электросетевого хозяйства и автомобильных дорог в рамках реализации мероприятий государственной программы края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 22.06.2012 № 205-пр.

     2. Постоянному комитету Законодательной Думы края по социальной защите населения и здравоохранению провести совещание по вопросу обеспечения жителей края протезно-ортопедической продукцией, выпускаемой ФГУП «Хабаровское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

     3. Депутатам Законодательной Думы края, избранным по Транспортному, Железнодорожному, Индустриальному, Промышленному, Краснореченскому, Краснофлотскому, Кировскому и Центральному одномандатным избирательным округам, продолжить работу по информированию жителей городского округа «Город Хабаровск» о возможности получения материальной помощи на проезд в городском общественном транспорте для посещения учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта, работы с населением.

     4. Органам исполнительной власти края рассмотреть возможность:

     4.1. Индексации ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории края.

     4.2. Индексации дополнительной компенсации на питание детям из малоимущих и многодетных семей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края (в том числе несовершеннолетним неработающим учащимся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений).

     4.3. Расширения системы доабортного консультирования с открытием кабинетов медико-социальной помощи женщинам в каждом муниципальном районе края и повышения уровня эффективности работы таких кабинетов.

     4.4. Увеличения объемов проведения ЭКО в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Перинатальный центр» министерства здравоохранения края.

     4.5. Поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, специализирующихся на предоставлении социальных услуг женщинам (в том числе с детьми), подвергшимся насилию или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

     4.6. Открытия реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на территории городского округа «Город Хабаровск».

     5. Главам городских округов и муниципальных районов края рассмотреть возможность дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий по выплате дополнительной компенсации на питание детям из малоимущих и многодетных семей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях края (в том числе несовершеннолетним неработающим учащимся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений).
 
 

Председатель постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по социальной защите населения и здравоохранению

И.П. Штепа


Версия для печати: