24.06.2014
РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему
«О законодательном обеспечении реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
Обсудив вопросы законодательного обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона уделяется большое внимание на федеральном уровне. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул, что подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век.
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года определяет основы государственной политики в сфере комплексного развития территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Образованы Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Вступили в силу изменения в законодательстве о льготном налогообложении для новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона неразрывно связано с реализацией государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и ее основного инструмента - федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», которая предусматривает развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Несмотря на принимаемые меры, общая социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе остается сложной. Макрорегион находится в неравных условиях в силу своих объективных особенностей: природных, климатических, географических, демографических и других. Для того, чтобы создать равные, или как сегодня ставится задача, опережающие условия для развития макрорегиона, нужна система мер, учитывающих, нивелирующих или устраняющих эти неравенства.
Одной из основных проблем является напряженная ситуация на рынке труда и, как следствие, необходимость сохранения и привлечения трудовых ресурсов для решения актуальных вопросов экономического развития и кадрового обеспечения масштабных государственных проектов, что требует законодательного обеспечения реализации целого комплекса организационных, экономических, управленческих задач.
В настоящее время существует несколько подходов законодательного регулирования вопросов развития макрорегиона.
Правительством Российской Федерации рассматривается разработанный Минвостокразвития России проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», целью которого является государственная поддержка Дальнего Востока путем создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) с особыми правовыми режимами осуществления предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающими конкурентные условия деятельности таких территорий на основе опыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Комплексный подход представлен в проекте федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», подготовленном рабочей группой под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Штырова. Законопроект определяет особенности налогового регулирования, бюджетных отношений, создания и функционирования особых экономических зон, организации инвестиционной, производственной, природоохранной деятельности, поддержки агропромышленного комплекса и реализации социальной политики в Республиках Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальском, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.
Участники «круглого стола» отмечают, что указанные законопроекты должны быть взаимосвязаны между собой. В этом случае их принятие и реализация совместно с государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» позволят не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и создать условия для инновационной и производственной деятельности. Крайне важно создать соответствующие условия для привлечения молодых специалистов и закрепления населения в макрорегионе.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
скоординировать работу по доработке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона»;
ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока». Отразить двухуровневую систему организации ТОР: ТОР федерального значения и ТОР регионального значения, предусмотрев для них предоставление мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета и/или создаваемого Фонда развития Дальнего Востока;
«О промышленной политике в Российской Федерации»;
обеспечить включение в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» сведений о совокупности мероприятий, реализуемых в рамках иных государственных программ Российской Федерации, включая управленческие, организационные и регулирующие механизмы;
предусмотреть включение в разрабатываемую федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» незавершенных объектов инженерной инфраструктуры Хабаровского края, находящихся в высокой степени готовности, реализуемых ранее в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;
рассмотреть возможность совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации в целях:
закрепления за региональными бюджетами на постоянной основе отчислений по нормативу 100 процентов: от уплаты налога на добычу полезных ископаемых; налога на прибыль организаций по ставке 2 процента, зачисляемого в настоящее время в федеральный бюджет; таможенных пошлин и таможенных сборов по нормативу 50 процентов;
отмены таможенных пошлин для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона, экспортирующих продукцию глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости, а также импортирующих технологическое оборудование, не имеющее аналогов в Российской Федерации;
возмещения за счет средств федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов, связанных с оплатой работающим у них лицам стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
предоставления организациям воздушного транспорта субсидий на обеспечение круглогодичных пассажирских перевозок жителей Дальнего Востока и Байкальского региона в европейскую часть страны и обратно независимо от их возраста;
субсидирования из федерального бюджета внутрирегиональных авиаперевозок, связывающих региональные и районные центры с поселениями, расположенными в труднодоступных и отдаленных местностях;
компенсации из федерального бюджета разницы энергетических тарифов для населения и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона до среднероссийского уровня, определив субсидии на данные цели как отдельные виды расходов в межбюджетных трансфертах, не включенные в состав расходов фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
увеличения объемов финансирования мероприятий по переселению жителей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе трудоспособного населения, желающих переселиться в развивающиеся районы Дальнего Востока и Байкальского региона с более благоприятными условиями для проживания;
увеличения доли софинансирования из федерального бюджета федеральных программ, реализуемых в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона, установления предельного размера софинансирования вышеуказанных федеральных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона не более 5 процентов от общего объема финансирования программ;
расширения сферы деятельности Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, созданной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 года № 1660-р, включения в состав вышеуказанной комиссии представителей Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия;
предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета гражданам, постоянно проживающим на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе:
по выдаче ипотечного сертификата для оплаты первоначального взноса по ипотеке при приобретении жилых помещений;
по установлению льготной процентной ставки по ипотечным кредитам на приобретение жилых помещений;
по списанию части задолженности по кредитам на приобретение жилых помещений для заемщиков, проработавших на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе более 10 лет;
разработать и принять комплекс мер по стимулированию притока высококвалифицированных кадров на Дальний Восток и в Байкальский регион, а также по подготовке специалистов необходимой квалификации из числа лиц, проживающих на данной территории;
ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, государственным заказчикам федеральных целевых программ во взаимодействии с Минвостокразвития России предусмотреть выделение специальных разделов (подпрограмм), направленных на развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, в рамках государственных программ Российской Федерации, а также внести изменения в методологию выделения средств для субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона с определением особого порядка, специальных требований, критериев, повышающих коэффициентов при распределении бюджетных ассигнований, обеспечивающие увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета (со снижением доли софинансирования за счет субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона).
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:
№ 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 538049-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
№ 527442-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»;
разработать проект федерального закона «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих кочевой образ жизни»;
подготовить изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусмотрев, что государственный заказчик государственного оборонного заказа обязан предоставить преимущества предприятиям военно-промышленного комплекса, расположенным на территории Дальнего Востока, в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем товаров, работ, услуг.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона:
продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по социальной поддержке граждан;
провести анализ эффективности реализации нормативных правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации по вопросам создания благоприятного инвестиционного климата в регионах с целью решения вопроса о необходимости их совершенствования.