СЕВЕРЯНЕ БЕЗ ЯБЛОК НЕ ОСТАНУТСЯ
Прошлым созывом депутатов Законодательной Думы Хабаровского края был принят закон об утверждении перечня продуктов питания, при завозе которых возмещаются транспортные расходы. Сначала в этот список входили только мука и сахар, но позднее он был расширен за счет продуктов, необходимых для здорового питания детей - яблок, пюре, питательных смесей и т.д.
Данный вопрос в центре внимания фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поэтом, увидев в бюджете текущего года сокращение расходов на эти цели, депутаты начали бить тревогу. О том, как сейчас обстоят дела в этом направлении рассказала депутат Законодательной Думы Хабаровского края Наталия Пудовкина.
- Наталия Алексеевна, на сегодняшний день программа работает пятый год. Можно сказать, что механизм уже отлажен?
- Действительно, механизм возмещения транспортных расходов существует четвертый год, он проходил сложный путь становления: из-за сложности и централизации на краевом уровне был не востребован. Но поскольку это сегодня единственная реальная возможность хоть сколько-нибудь влиять на стабилизацию цен на продукты, включенные в перечень, в обеспечении этого мероприятия заинтересованы не только жители, но и руководители северных районов. Именно муниципалам было передано в прошлом году полномочие по возмещению транспортных расходов. В прошлом году было освоено более 13 млн. рублей. Не смотря на все трудности с получением возмещения, предприниматели начали участвовать в программе.
Поэтому, когда в бюджете текущего года депутаты увидели снижение объема финансирования на эти цели, наша фракция обсудила этот вопрос с краевым правительством, мы обратились с просьбой сохранить достигнутый уровень финансирования.
- Удалось решить проблему?
- Да, правительство поддержало наше предложение, на программу дополнительно выделено более 10 млн. рублей. В общей сложности будет чуть больше чем в прошлом году. Самое главное сейчас, чтобы мы успели освоить эти средства, ведь северный завоз в самом разгаре и в ближайшее время завершится.
- А что может этому помешать?
- Есть определенные моменты, например, поменялся распорядитель этих средств, раньше краевой минсельхоз этим занимался, сегодня комитет по потребительским рынкам, который сам еще в стадии становления. Потом, в чем главная проблема предпринимателей, работающих на завозе? Им всегда деньги нужны вперед на закуп продуктов, возврат средств идет по мере реализации. А как известно кредитные средства сегодня очень дорогие. Поэтому дополнительные средства крайне нужны. Еще в прошлом созыве мы обращали внимание на необходимость учета специфики сезонности для предпринимателей, возможности увеличения размера кредита, выдаваемого фондом поддержки малого предпринимательства. Также есть моменты, связанные с недостаточностью транспортной инфраструктуры, что усложняет доставку. Вообще надо понимать, что сегодня завоз продуктов на севера не носит централизованного характера как раньше, этим занимаются предприниматели в основном местные. Когда был один поставщик, все было гораздо проще.
- Но новая система направлена на развитие рынка и конкуренции...
- Вот именно, вариант с единым поставщиком проще, но он не дает возможности развивать конкуренцию и за счет нее сдерживать ценовую политику. На севера продукты завозят местные предприниматели, крупные торговые сети не заинтересованы в этом, они ограничиваются более или менее большими городами. Дальше продвижение товара за малым предпринимательством. Эта программа своего рода поддержка их. Она способствует важнейшей функции жизнеобеспечения жителей и обеспечивает занятость населения. В связи с этим хотелось бы, чтобы в крае появились отдельные мероприятия по поддержке таких предпринимателей. Кстати, на Камчатке, буквально на днях, Госдума проведет выездной комитет по теме конкурентоспособности северных предпринимателей.
- А как краевые депутаты могут поспособствовать развитию конкурентоспособности северных предпринимателей?
- Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» активно продвигает идею диференциации стоимости патента на предпринимательскую деятельность. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Думе, наши предложения поддержаны правительством края.
- Со своей стороны Дума как-то осуществляет контроль за ценами в северных районах?
- В рамках действующего законодательства контроль за ценами не входит в компетенцию региональных властей, но проводить работу по сдерживанию их роста все же наша общая задача. Правительство создало специальную комиссию по мониторингу за ростом цен, аналогичная рабочая группа создана и в Думе. Кроме того, правительство края работает с производителями и крупными поставщиками, договариваются о минимальных наценках в этот непростой период. Цель нашей работы своевременное информирование о резком повышении цены. По возможности установления причин и их обоснованности. Такая работа проводилась на фоне резкого падения курса рубля и удалось избежать резкого повышения цен на жизненно важные продукты.
Вернувшись с каникул, депутаты намерены продолжить эту работу, рабочая группа соберется в ближайшее время. Главное, на мой взгляд, избежать спекуляции на теме кризиса.
- А как контроль за реализацией программы северного завоза осуществляется на местах?
- Во-первых, на местах гораздо проще, все прозрачнее: кто привез, по какой цене продает, как возмещение влияет на цену. Администрации создают специальные комиссии, во-вторых, в районах все друг друга знают, поэтому главный контролер - это жители. Наиболее активные граждане участвуют в реализации партийного проекта "Народный контролер". У проекта задачи немного шире - это контроль и за качеством продуктов питания, товаров для детей, лекарственных средств.
- Что касается возможностей дальнейшего расширения списка датируемых продуктов для северных территорий: учитывая нынешний кризис, видимо, пока об этом речь не идет?
- Конечно, из районов к нам обращаются с просьбой о расширении перечня. Но понятно, что в нынешних условиях об этом говорить сложно. Но представляется, что анализ достаточности жизнеобеспечения северян все-таки должен быть сделан. Они в этом нуждаются, об этом свидетельствуют их обращения. В сегодняшней ситуации: роста цен на продукты питания в северных районах и снижения реальных доходов северян, считаем расширение практики очень важным направлением деятельности, несмотря на то, что это затрагивает интересы малочисленной группы жителей края. Поэтому с повестки дня он не должен сниматься.
Галина АГАФОНОВА.
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПОЗВОЛИТ ВВЕСТИ В РОССИИ ЕДИНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ
Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые предложили депутаты региональных собраний РФ направлены на восстановление единого образовательного пространства и реализацию единой государственной политики в области образования. Поддержали данную инициативу и депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. О том, что изменится в системе школьного образования в случае принятия этих поправок, рассказала депутат Законодательной Думы Хабаровского края и директор хабаровской школы №51 Ирина Белова.
Предлагаемые поправки назрели уже давно, их введение горячо поддерживается педагогическим сообществом, в том числе и коллективом моей школы, - рассказывает Ирина Валентиновна. - Введение единых и обязательных федеральных образовательных стандартов, содержащих основы учебных предметов, во-первых, унифицирует образование по всей стране, что будет соответствовать принципу единства образовательного пространства РФ, уравняет шансы школьников и выпускников школ по всей стране для поступления в любой ВУЗ России и для перехода в любую другую школу, без переучивания и подстройки под новую программу. Во-вторых, освободит учителей от необходимости разрабатывать учебную программу, тем самым позволит больше времени уделять работе с учениками. В-третьих, принятие инициативы, повысит качество образовательных стандартов, их разработкой будет заниматься ведущее учреждение в области образования, обладающее самым мощным в России отраслевым кадровым составом - Российская академия образования.
Введение новой степени обязательности образовательных стандартов потребует унификации учебников. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, утвержденный приказом Минобрнауки России, в 2011/12 учебном году составил 1872 учебников, а в 2013/14 - 2982. Учебные заведения сейчас пишут образовательную программу, подстраивая ее под учебник. В отсутствии единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов - 52 тысячи российских школ создали 52 тысячи различных программ.
Изменения в законопроект подразумевают, что учебник изначально будет подстроен под образовательную программу, и учителю не придется разрабатывать программу по предмету, основываясь на учебнике, как это происходит сейчас. Наличие унифицированных учебников упростит подготовку школьников к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), позволит не прибегать к услугам репетитора при подготовке к экзаменам, даст большую свободу в выборе учебного заведения, обеспечит возможность беспрепятственного перевода из школы в школу, в течение учебного года. При необходимости углубленного изучения предмета, учащиеся смогут использовать специально разработанные учебные пособия.
Законопроект, предлагает передать полномочие по разработке образовательных стандартов Российской академии образования, Это позволит отказаться от существующей сегодня системы, когда Минобрнауки работает по принципу покупки услуг и разработкой стандарта может заняться любое юридическое лицо, которое согласно закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выиграло конкурс.
Предлагается ввести новые учебники, которые бы соответствовали новым образовательным стандартам. Особые требования планируется принять для таких предметов, как «Математика», «Русский язык», «Литература», «История России». По ним будут разработаны новые базовые линейки учебников, единые для всей страны. Коллектив авторов будет сформирован на основе открытого конкурсного отбора, а сами учебники пройдут многоступенчатую систему экспертизы научного и образовательного сообщества, а также широкое общественное обсуждение.
Опасаться, что введение базовых учебников, будет препятствовать вариативности обучения не стоит, так как вариативность зависит не от количества учебников, а в том числе от профессиональной компетентности педагога. Базовый компонент станет основой, которая даст возможность обеспечить единство подхода к содержанию образования. Закон предусматривает 70% федерального компонента (единого для всех) и 30% - регионального (то, что будет в каждом регионе своего оригинального) Введение базового компонента - это гарантия качественного образования.