ИНФОРМАЦИЯ
о деятельности Совета председателей представительных органов
муниципальных образований Хабаровского края
при Законодательной Думе Хабаровского края
Одной из основных форм взаимодействия Думы с органами местного самоуправления муниципальных образований края является деятельность Совета председателей представительных органов муниципальных образований края при Думе (далее - Совет).
В связи с произошедшими в 2024 году изменениями в административно-территориальном устройстве края, образованием Бикинского муниципального округа в настоящее время в состав Совета входят председатели представительных органов двух городских округов, двух муниципальных округов и 15 муниципальных районов края.
В отчетном периоде проведено четыре заседания Совета, на которых рассмотрено 11 вопросов, шесть из которых относятся к вопросам социально-экономического развития края.
Так, в феврале 2024 года на заседании Совета рассмотрен вопрос социальной поддержки участников СВО и членов их семей на территории края.
Члены Совета обратили внимание на важность социальной адаптации участников СВО, находящихся в трудной жизненной ситуации, и рекомендовали Правительству края проработать меры социальной поддержки указанных лиц, в том числе направленные на обеспечение их занятости и социализации.
Также в ходе заседания была озвучена проблема отсутствия единообразного подхода в муниципальных образованиях края при установлении и предоставлении мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей.
В ходе заседания членами Совета выработаны рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований края: обеспечить реализацию Единого стандарта региональных мер поддержки участников СВО и членов их семей; продолжить реализацию тематических мероприятий, акций и проектов, направленных на всестороннее оказание поддержки участников СВО и членов их семей; проводить информирование населения о мерах социальной поддержки путем использования возможностей средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Также на заседании в феврале 2024 года Советом был рассмотрен вопрос реализации мер, направленных на охрану здоровья жителей края путем регулирования использования устройств, имитирующих курение (вейпов).
Особое внимание члены Совета обратили на проблему использования устройств, имитирующих курение (вейпов) среди несовершеннолетних, в связи с чем Советом даны соответствующие рекомендации министерству образования и науки края.
В свою очередь министерством образования и науки края направлен ответ в Думу, что в адрес руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований края, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей подведомственных образовательных организаций направлены следующие рекомендации:
в возможно короткие сроки провести родительские собрания по вопросам правового просвещения об административной ответственности родителей (законных представителей) за вовлечение несовершеннолетних в потребление никотинсодержащей продукции;
актуализировать календарные планы воспитательной работы с учетом направленных Думой рекомендаций;
обеспечить проведение в образовательных организациях профилактической работы среди родителей (законных представителей) несовершеннолетних, направленной на формирование установки на здоровый образ жизни, отрицательного отношения к потреблению табачной и никотинсодержащей продукции, правовое просвещение родителей (законных представителей) несовершеннолетних, исходя из опыта Ульчского муниципального района края, усилить работу по инициированию административной ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетних в потребление никотинсодержащей продукции.
Также члены Совета обратили внимание на важность регулирования торговли никотинсодержащей продукции, в том числе в средствах массовой информации и сети «Интернет», и рекомендовали Управлению Роспотребнадзора по краю проводить с хозяйствующими субъектами профилактические мероприятия и осуществлять мониторинг торговой сети края на предмет соблюдения законодательства в сфере розничной торговли табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, в том числе торговли дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В мае 2024 года заседание Совета проведено в рамках программы, посвященной 30-летию краевого парламента, на котором были подведены итоги работы Совета за период деятельности Думы седьмого созыва.
В ходе заседания членам Совета рекомендовано рассмотреть вопрос об опыте и итогах реализации муниципальной реформы на территории края, связанной с преобразованием муниципальных районов и поселений, входящих в их состав, в муниципальные округа; продолжить практику проведения заседаний Совета в муниципальных образованиях края; принимать активное участие в проводимых Думой смотрах-конкурсах, семинарах, конференциях и других мероприятиях по вопросам деятельности представительных органов муниципальных образований края.
В июле 2024 года на заседании рассмотрен вопрос образования муниципальных округов на территории края.
Члены Совета отметили актуальность вопроса образования муниципальных округов на территории края как начала перехода к одноуровневой модели организации местного самоуправления в крае, и рекомендовали в период подготовки и преобразования муниципальных районов в муниципальные округа комитету по внутренней политике Правительства края организовать «горячую линию» для населения.
В рамках рассмотрения вопроса заключения и реализации концессионных соглашений в крае отмечен ряд актуальных проблем: пробелы в федеральном законодательстве, ограничивающие концедента в части введения дополнительных требований к концессионеру, к оценке его деловой репутации и компетенции претендентов на реализацию концессионных проектов; высокая капиталоемкость проектов и, как следствие, большая нагрузка на краевой бюджет при высокой социальной значимости объектов; низкая инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального хозяйства в связи с отдаленностью территорий, на которых они расположены.
По итогам обсуждения Совет рекомендовал Правительству края при рассмотрении проектов концессионных соглашений уделять особое внимание проработке условий финансового участия концедента, условий привлечения внебюджетного финансирования концессионером, требованиям к генеральному подрядчику, требованиям по соблюдению графика создания объекта концессионного соглашения, а также проработать механизм финансирования модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства для отдаленных территорий края.
Подытоживая объявленный Президентом Российской Федерации Год семьи в России, на заключительном заседании Совета в ноябре 2024 года был рассмотрен вопрос о принимаемых в крае мерах поддержки семей с детьми.
Участники заседания Совета отметили, что выстроенная в крае система социальных гарантий для семей с детьми является одним из важнейших элементов демографического развития края и направлена на оказание семьям всесторонней поддержки. В крае поддержку получают более 70 тысяч семей, при этом ежегодно проводится индексация социальных выплат. Различными социальными выплатами охвачен практически каждый второй ребенок в возрасте до 17 лет.
В текущем году более 1,7 миллиарда рублей направлено на реализацию регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», из них около 250 млн. рублей - средства краевого бюджета.
В регионе на сегодняшний день действует 20 мер поддержки и каждый год этот список расширяется: предоставление многодетным семьям бесплатных земельных участков, возможность их замены на денежную компенсацию, заключение социальных контрактов, выплаты регионального семейного капитала.
При рассмотрении вопроса особое внимание было уделено поддержке детей участников СВО. Так, освобождены от родительской платы за детский сад 3,2 тыс. человек, бесплатное питание получают 2,6 тыс. школьников и 910 студентов, компенсация путевок в лагеря выделена для 1,2 тыс. человек.
В рамках рассмотрения вопроса члены Совета посетили семейный многофункциональный центр в г. Хабаровске, где семьям оказывается консультационная, юридическая и психологическая помощь. В настоящее время в крае открыты два семейных многофункциональных центра в городе Хабаровске, Ванинском муниципальном районе края, планируется к открытию подобный центр в Бикинском муниципальном округе края. Отмечена потребность создания подобных центров в г. Комсомольске-на-Амуре, а также во всех муниципальных округах и муниципальных районах края.
По итогам заседания Совет рекомендовал Правительству края продолжить работу по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми и государственной социальной помощи, установленных краевым законодательством, а также при введении новых мер предусматривать механизм их предоставления в проактивном режиме или в рамках «одного окна».
Также на заседании Советом был рассмотрен вопрос организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории края.
Члены Совета обратили внимание, что важным условием безопасного и комфортного проживания населения в многоквартирных домах (далее - МКД) является своевременный и качественный капитальный ремонт общего имущества.
На заседании отмечены основные проблемы проведения капитального ремонта общего имущества в МКД: проведение капитального ремонта общего имущества в малоэтажных МКД в связи с недостаточным количеством накопленных средств для проведения дорогостоящих работ по капитальному ремонту в МКД; проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных в военных городках; недостаток средств в фонде капитального ремонта МКД; отсутствие достаточного количества квалифицированных подрядных организаций.
Члены Совета рекомендовали Правительству края выработать единый подход по краю для решения вопроса длительного накопления денежных средств в малоэтажных МКД, постепенно повышать минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также увеличить бюджетные ассигнования на предоставление краевой поддержки для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, расположенных в военных городках.
Также Совет рекомендовал Думе совместно с правовым департаментом Губернатора края, министерством жилищно-коммунального хозяйства края рассмотреть возможность дополнения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, работами по ремонту межэтажных перекрытий МКД.
В июле 2024 года краевым парламентом подводились итоги смотра-конкурса на лучшую практику цифровизации деятельности представительных органов муниципальных образований края, посвященного 30-летию Думы (далее - смотр-конкурс).
Основная цель смотра-конкурса - совершенствование использования современных технологий в деятельности представительных органов городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов края, повышение уровня их цифровизации.
Смотр-конкурс проводился среди представительных органов городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов края.
На рассмотрение комиссии были представлены информационные ресурсы 13 представительных органов муниципальных образований края в том числе: двух городских округов и 11 муниципальных районов края.
По итогам смотра-конкурса победителями смотра-конкурса стали: Собрание депутатов Солнечного муниципального района края, занявшее I место, Комсомольская-на-Амуре городская Дума, занявшая II место, Хабаровская городская Дума, занявшая III место.