О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА № 24
«О РОЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»
Соколов В.А., председатель Собрания депутатов Амурского муниципального района
В декабре 2010 года на очередном заседании Совета был рассмотрен вопрос «О роли представительных органов муниципальных образований Хабаровского края в развитии муниципально-частного партнерства». В ходе рассмотрения вопроса Совет председателей отметил важность проведения работы по объединению ресурсов органов муниципального управления, хозяйствующих субъектов и населения на взаимовыгодной долгосрочной основе для решения общественно-важных вопросов местного значения.
2011 год показал, что рост бюджетных ограничений, как на государственном, так и на муниципальном уровнях, требует смены логики муниципальной инвестиционной политики.
23 ноября Законодательной Думой был принят Закон Хабаровского края
№ 130 «О государственной инвестиционной политике». Глава 4 данного закона определила формы участия края в государственно-частном партнерстве. По аналогии с данным законом муниципальным образованиям можно рекомендовать принять соответствующие нормативно-правовые акты, устанавливающие формы муниципально-частного партнерства (МЧП).
Механизм государственно-частного и муниципально-частного партнерства является базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры. Органы местного самоуправления должны использовать МЧП вместо традиционных методов бюджетного финансирования капитальных вложений в объекты общественной инфраструктуры или на повышение качества муниципальных услуг.
Анализируя ход исполнения решения Совета от 16.12.2010 № 24 можно отметить, что представительными органами проделана определенная работа по развитию МЧП на соответствующих территориях.
На первом уровне развития МЧП, где происходит формирование программ и проектов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, проводится анализ действующих, принятие новых нормативно-правовых актов в области МЧП находятся все муниципальные образования Хабаровского края:
разработаны и приняты Положения «О муниципально-частном партнерстве» в Амурском, Охотском муниципальных районах;
оказано содействие в принятии и реализации планов мероприятий по развитию муниципально-частного партнерства в 15 городских округах и муниципальных районах Хабаровского края;
Собранием депутатов Ванинского муниципального района организованы и проведены депутатские слушания на тему: «О развитии муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях района»;
организована учеба для депутатов и работников аппаратов представительных органов муниципальных образований о МЧП в пяти муниципальных образованиях;
всеми Собраниями депутатов оказана информационно-методическая помощь по вопросам развития МЧП представительным органам поселений.
На втором этапе реализуются сформированные программы проектов МЧП и создаются новые проекты с использованием следующих базовых моделей:
1) Заключение концессионных соглашений.
Примеры - соглашения:
с негосударственным образовательным учреждением «Средняя образовательная школа «Алые паруса» на объект - школа по переулку Братскому, в целях реконструкции изношенного здания для осуществления деятельности по предоставлению общедоступного образования по основным общеобразовательным программам дополнительного образования. Срок действия соглашения - 10 лет. Объем инвестиций в реконструкцию объекта составил 5 млн. рублей
(г. Хабаровск);
с ООО «Группа 27» на объект - часть здания школы № 27 для использования под бассейн. Срок действия соглашения - 10лет. Объем инвестиций на реконструкцию объекта составляет 6,5 млн. рублей (г. Хабаровск).
2) Заключение муниципальных контрактов, которые органы местного самоуправления представляют частным компаниям на выполнение работ и оказание услуг, управление, поставку продукции для муниципальных нужд, на контракты технической помощи.
Примеры:
в рамках взаимодействия органов местного самоуправления с бизнес сообществом в сфере организации отдыха граждан и туризма подписано Соглашение с ООО «Экстрим - сервис» о сотрудничестве в целях развития и поддержки туризма и социальной инфраструктуры и повышения доступности туристических услуг жителям Дальнего Востока (Солнечный муниципальный район);
в целях организации транспортного обслуживания населения по перевозке пассажиров заключены договора с индивидуальными предпринимателями «Маловичко В.А.», «Ефимов С.И.» (Нанайский муниципальный район),
ООО «Туристическая фирма «Пять звезд» (муниципальный район имени Полины Осипенко).
3) Заключение соглашений о реализации социальных программ.
Примеры:
построено и сдано в эксплуатацию дошкольное образовательное учреждение на 140 мест в р.пос. Переяславка, финансирование которого осуществляет
ООО «Газпром Инвест Восток» (муниципальный район имени Лазо);
реализовано 11 социально-экономических проектов на сумму 10 млн.рублей внебюджетных средств (Амурский муниципальный район);
на развитие системы образования, здравоохранения на основании соглашений привлечено более 10,5 млн.рублей (Ванинский муниципальный район);
на решение вопросов социально-экономического развития заключено семь договоров с предприятиями - арендаторами лесного фонда (Комсомольский муниципальный район).
4) Передача в аренду частному сектору муниципальной собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. Данная модель используется всеми муниципальными образованиями Хабаровского края.
5) Создание на территории района специальных территориальных зон, кластеров - создание и развитие парковых территорий в г. Хабаровске,
г. Комсомольске на Амуре.
В течение 2011 года администрацией Амурского муниципального района реализован комплекс мероприятий, направленных на создание туристического кластера района:
в апреле 2011года сформирован координационный Совет по созданию и развитию туристического кластера;
заключено соглашение между администрацией района и молодежной общественной палатой при Собрании депутатов о реализации совместной программы общественно-муниципального сотрудничества «Наследие»;
проведен открытый конкурс «Туристический бренд Амурского района»;
21 сентября 2011 года проведено учредительное Собрание по созданию туристического кластера и подписано соглашение. Первыми участниками туристического кластера стали 19 организаций района. В состав кластера вошли шесть муниципальных образований, общественная организация малочисленных народов Севера Амурского муниципального района, пять учреждений культуры, два некоммерческих партнерства, в состав которых входит более 50 субъектов малого и среднего предпринимательства, «Государственный природный заповедник «Болоньский»;
презентация туристического кластера состоялась на Межрегиональной Приамурской торгово-промышленной выставке-ярмарке 5 - 8 октября этого года.
6) Создание совместных (муниципально-частных) предприятий, организаций с различной долей участия. Вгороде Хабаровске функционирует 29 предприятий, в том числе ОАО «Управление инвестиционных программ», которое проводит работу с инвесторами по реализации общегородских инвестиционных проектов.
Между тем текущий год обозначил общие проблемы, препятствующие развитию МЧП:
разработка и утверждение целевых программ, инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, является, как правило, результатом текущей деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных элементов инфраструктуры, чем продуктом стратегического планирования территориального развития;
муниципальные правовые акты больше направлены на стимулирование активности частного бизнеса, чем к реализации развития общественной инфраструктуры на принципах МЧП;
кадры муниципального управления, ответственные за разработку и реализацию инвестиционных проектов, не обладают достаточным уровнем профессиональной подготовки.
С целью преодоления перечисленных проблем и организации управления проектами МЧП в составе администраций городских округов и муниципальных районов целесообразно создать специально уполномоченный орган по подготовке и сопровождению проектов МЧП, или определить структурное подразделение администрации муниципального района и наделить его полномочиями в области МЧП.
Дополнительные сведения по обсуждаемой сегодня теме можно изучитьна федеральном портале «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» (http://www.pppi.ru/). На портале можно найти информацию об инфраструктурных проектах в регионах, а также получить актуальные для инвесторов данные по проектам.
Государство и бизнес на сегодняшний день заинтересованы в развитии и модернизации всей инфраструктуры, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. И только мобилизация усилий всех участников процесса позволит сделать новый качественный рывок в данном направлении. Другого пути развития рынка государственно-частного, муниципально-частного партнерства быть не может.