C:\Documents and Settings\org_budget02\Мои документы\DOC2\Бюджет_2012\Сравнительная таблица_171011.doc/ws213-1/17.10.2011 17:21:00
C:\Documents and Settings\org_budget02\Мои документы\DOC2\Бюджет_2012\Сравнительная таблица_171011.doc/ws213-1/17.10.2011 17:21:00
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 27 МАЯ 2010 ГОДА № 15 «О РОЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В ФОРМИРОВАНИИ И ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Чесницкий И.И., председатель Собрания депутатов Комсо-мольского муниципального района, заместитель председателя Совета
Во всех муниципальных образованиях в процессе подготовки представительных органов к рассмотрению ежегодных отчетов глав муниципальных образований о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации используются доклады глав о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Считаю, что эту работу необходимо продолжать и рассматривать на заседаниях представительных органов доклады глав городских округов и муниципальных районов Хабаровского края о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В обсуждаемом решении Совета председателей было предусмотрено изучение возможности разработки и принятия показателей эффективности деятельности представительных органов муниципальных образований края, определения показателей оценки эффективности деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований Хабаровского края. Такая работа была проведена Хабаровской городской Думой, Комсомольской-на-Амуре городской Думой, Собраниями депутатов Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского муниципальных районов, муниципального района имени Лазо. В ходе изучения данного вопроса было отмечено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 758-р значительно расширен перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с 65 до 145 показателей, которые в том числе косвенно оценивают деятельность представительных органов муниципальной власти - общие расходы бюджета на различные сферы деятельности; доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета; доля расходов бюджета, формируемых в рамках программ; показатели энергосбережения и т.д. Основные показатели эффективности изложены также в положении о смотре-конкурсе на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований края, проводимого Законодательной Думой Хабаровского края. Оценить эффективность деятельности депутатов представительных органов позволяют также их ежегодные отчеты перед избирателями. Комсомольской-на-Амуре городской Думой в 2010 году проведена оценка эффективности деятельности депутатов городской Думы, по результатам которой определен лучший среди депутатов, работающих на непостоянной основе. В 2011 году работа по данному направлению продолжена, в настоящее время корректируются показатели эффективности. Предлагаю изучить опыт работы Комсомольской-на-Амуре городской Думы по оценке эффективности деятельности депутатов в 2010 году.
Депутатами Собрания депутатов Ванинского муниципального района отмечено, что немаловажным фактором в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления является проведение социологических опросов. Ими запланирована проработка вопроса по организации проведения социологических опросов среди различных категорий населения для выявления и определения удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в социально-экономического развитии муниципальных образований, что даст основание по вынесению объективной экспертной оценки.
В Верхнебуреинском районе деятельность депутатов представительных органов района оценивается через ежегодные смотры-конкурсы, плановые проверки ведения документации, принятых решений, протоколов заседаний, исполнение планов работы представительных органов поселений.
Собраниями депутатов Комсомольского, Солнечного муниципальных районов осуществлен ряд мер по повышению эффективности работы представительных органов района и поселений. Это, прежде всего, повышение качества принимаемых муниципальных правовых актов, скорости прохождения согласования документов в Собрании и Советах депутатов, качество рассмотрения обращений граждан, организации их приема. Также это укрепление связей с населением через проведение отчетов депутатов на собраниях граждан, повышение роли депутатов в правотворчестве, активизация их участия в заседаниях представительного органа, в депутатских слушаниях, других формах работы представительных органов.
В большинстве муниципальных образований края совершенствуется практика участия депутатов представительных органов в изучении удовлетворенности населения качеством предоставления медицинских и образовательных услуг, услуг в сфере культуры, деятельности органов местного самоуправления, их информационной открытости через встречи с населением, приемы граждан по личным вопросам, депутатские слушания. Отмечу, что не предоставлена информация по данному вопросу представительным органом Тугуро-Чумиканского района.
Отрадно, что в настоящее время представительными органами всех муниципальных образований края уделяется большое внимание вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения его роли на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности широких слоев населения. Разработаны и приняты программы «Развитие и поддержка малогопредпринимательства» в городских округах «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Бикинском, Охотском, Комсомольском, Ванинском муниципальных районах, утвержден перечень мероприятий по развитию и поддержке предпринимательства, создан Фонд поддержки малого предпринимательства в Верхнебуреинском районе, утверждена программа «Содействие развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов» в Ульчском муниципальном районе, принято Положение о муниципально-частном партнерстве в Амурском муниципальном районе.
В городе Хабаровске проведен ряд «круглых столов» «Хабаровская городская Дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города». Комсомольской-на-Амуре городской Думой принято решение о создании муниципального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время проводится процедура его государственной регистрации.
Сложным остается вопрос сокращения отставания размеров заработной платы работников основных отраслей социальной сферы от заработной платы работников, занятых в производственной сфере экономики муниципальных образований Хабаровского края.
Оплата труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы края осуществляется на основании новых отраслевых систем оплаты труда, установленных в соответствии со статьями 135, 143, 144, 145 Трудового кодекса Российской Федерации.Новые отраслевые системы оплаты труда предусматривают совершенствование организации оплаты труда работников бюджетной сферы, стимулирование деятельности учреждений по расширению услуг, мотивацию к повышению качества и результативности труда работников,иустанавливаются с учетом государственных гарантий по оплате труда,предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и единыхрекомендаций Российской трехсторонней комиссии по установлению нафедеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты трудаработников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Представительными органами Николаевского, Советско-Гаванского, Ульчского, Комсомольского, Ванинского, Аяно-Майского, Амурского районов, городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре проводится работа по приведению в соответствие с рекомендациями отраслевых министерств Хабаровского края должностных окладов работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики и спорта. В Бикинском районе предусмотрены только стимулирующие надбавки. Нет пока положительных результатов в Верхнебуреинском, Вяземском, Нанайском, Охотском, Солнечном муниципальных районах, районе имени Полины Осипенко. Считаю необходимым продолжить совместно с местными администрациями работу по индексации заработной платы работников бюджетной сферы.
Вопросы внедрения в муниципальном образовании организационно-экономических и финансовых моделей управления учреждениями здравоохранения, способствующих сокращению неэффективных расходов, повышению качества и объема предоставляемых услуг в таких учреждениях были рассмотрены на депутатских слушаниях, заседаниях постоянных депутатских комиссий в Ванинском, Комсомольском, Николаевском, Нанайском, Охотском, Солнечном, Амурском, Аяно-Майском, Бикинском, Советско-Гаванском, Солнечном, Хабаровском муниципальных районах, муниципальных районах имени Лазо, имени Полины Осипенко, городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре». В Нанайском районе проведена реструктуризация медицинских учреждений. В 2011 году планируется начать подобную реструктуризацию в других муниципальных образованиях края. Участники депутатских слушаний «О реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь на территории Комсомольского муниципального района», проводимых Собранием депутатов Комсомольского муниципального района, высказали свои опасения возможными негативными аспектами проведения программных мероприятий грядущей модернизации отрасли здравоохранения. В частности, при проведении реструктуризации коечного фонда больниц, создании межрайонных специализированных центров, организации практик семейного врача, развитии стационарзамещающих технологий результатом может стать сокращение штатов, а в некоторых случаях целых служб действующих учреждений, таких как круглосуточные стационары. В этих условиях можно недосчитаться многих ценных специалистов. Учитывая нынешнюю нехватку медицинских кадров на селе, дорогостоящие меры по их привлечению и закреплению эти меры могут серьезно повредить качеству и объему предоставляемых услуг учреждений здравоохранения.
Одной из задач органов местного самоуправления является содействие развитию территориального общественного самоуправления, которое осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления.
Наиболее успешно в данном направлении работают городские округа. Так, в городе Хабаровске работают 1963 домовых и 567 уличных комитетов, а также 57 Советов общежитий. Работают также окружные и городские Советы домовых комитетов. Они активно участвуют в субботниках, в процессе контроля предоставления жилищно-коммунальных услуг, в формировании планов текущего и капитального ремонтов, в организации общественного порядка, в озеленении города. Для размещения городского Совета домовых комитетов в г. Хабаровске выделено помещение, установлен телефон.
Домовые комитеты принимают участие в благоустройстве дворовых территорий, мероприятиях, направленных на благоустройство других городских территорий, парков и скверов. Регулярно домовыми комитетами убираются и ремонтируются подвалы, подъезды, чердаки; высаживаются деревья и кустарники, цветы.
Ежегодно проводятся городские смотры-конкурсы «Лучший двор», «Лучший подъезд», «Лучший зимний двор». По результатам конкурсов победители награждаются денежными премиями, дипломами, благодарственными письмами.
В городе Комсомольске-на-Амуре в целях содействия созданию и развитию территориального общественного самоуправления, привлечению населения к управлению многоквартирными домами в 2010 году депутатами проведено более 20 собраний и три выступления на телевидении.
В качестве основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления в сельских поселениях можно выделить:
работу с населением (разъяснительная работа, рассмотрение жалоб);
благоустройство территории;
проведение спортивных мероприятий;
охрана общественного порядка;
взаимодействие с общественными организациями и депутатами;
социальная защита населения;
защита прав потребителей.
Недостаточное внимание вопросу развития территориального общественного самоуправления уделяется представительными органами Амурского, Вяземского, Советско-Гаванского, Солнечного, Ульчского муниципальных районов, муниципального района имени Полины Осипенко.
Работа по укреплению сотрудничества со средствами массовой информации, обеспечения доступа к информации о деятельности представительных органов муниципальных образований Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» организована в большинстве представительных органов городских округов и муниципальных районов края.
Оперативное и полное информирование населения о состоянии дел по решению проблем и развитию местного самоуправления осуществляется через различные формы работы: созданы официальные сайты, которые содержат информацию о деятельности представительных органов и каждого депутата в отдельности, принятые решения, планы, программы, отчеты. То есть гражданам предоставлена возможность в наглядной и доступной форме получать всю информацию о деятельности депутатского корпуса.
Официальные сайты созданы в пятнадцати муниципальных образованиях, за исключением Аяно-Майского, имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканского и Ульчского районов. Систематическая работа по размещению и обновлению информации о деятельности представительных органов на официальных сайтах проводится в городских округах и семи муниципальных районах (Ванинский, Комсомольский, Николаевский, Нанайский, Советско-Гаванский, Солнечный, район имени Лазо).
Хочу отметить, что все представительные органы плодотворно работают со средствами массовой информации и оказывают организационно-методическую помощь Советам депутатов поселений по вопросам обеспечения доступа к информации о их деятельности, в том числе по подготовке необходимых правовых актов, оформлению стендов о работе Советов депутатов поселений в занимаемых ими помещениях.
На сегодня перед представительными органами стоит задача развития современной муниципальной информационной политики, добиваясь:
формирования единой информационной инфраструктуры муниципального образования;
изучения общественного мнения и предложений по совершенствованию работы органов местного самоуправления;
формирования муниципальных информационных ресурсов;
информационной поддержки мероприятий, проводимых органами местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с решением Совета городскими Думами
города Хабаровска и города Комсомольска-на-Амуре, Собраниями депутатов Верхнебуреинского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского и Хабаровского муниципальных районов были проработаны вопросы о внедрении в практику муниципального управления грантовой поддержки муниципальных учреждений и предприятий, способствовавших достижению наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также системы поощрительных мер для работников структурных подразделений органов местного самоуправления, внесших свой вклад в достижение наилучших значений по перечню показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Так, в Аяно-Майском, Советско-Гаванском районах существует практика выплаты муниципальных премий, в других районах вручаются Почетные грамоты и благодарственные письма представительных органов.
В заключении скажу, что изучение представленной коллегами информации позволило сделать вывод, что реализация положений решения Совета председателей представительных органов городских округов и муниципальных образований Хабаровского края при Законодательной Думе Хабаровского края от 27.05.2010 № 15 «О роли представительных органов городских округов и муниципальных районов Хабаровского края в формировании и оценке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» в целом нашла отражение в деятельности представительных органов муниципальных образований края, была полезна и сейчас продолжается. Вместе с тем, требует дальнейшего совершенствования работа по оценке эффективности деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, внедрения в практику муниципального управления грантовой поддержки муниципальных учреждений и предприятий, способствовавшей достижению наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.