Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

18.07.2018 / Статья «Перспективы с самого детства» в газете «Хабаровские вести» №108 от 18 июля 2018 года

    
 

Перспективы с самого детства

Кадры, которые смогут обеспечить региону стабильное социальное и промышленное развитие, нужно воспитывать и готовить уже в средних классах школ.

Так считает депутат Законодательной думы Хабаровского края, ректор Тихоокеанского государственного университета, профессор Сергей ИВАНЧЕНКО. Свою позицию член двух профильных комитетов (по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике и по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры), а также председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО объяснил в интервью «Хабаровским вестям».

Следим за гармонией

- Сергей Николаевич, мы встречались с вами год назад, как он прошел с точки зрения депутатской работы? Насколько был насыщенным и напряженным?

- Можно сказать, что это был год стабильности. Темы развития и движения вперед остались, но необходимая законодательная база для этого уже создана, сейчас мы смотрим на то, как она работает на практике. Это касается как образования, так и промышленной, и молодежной политики.

Что касается последней, то, поскольку 2018 год был объявлен Годом волонтера в России, мы много работали над предложениями и материалами для закона о волонтерском движении. В нашем регионе оно, кстати, развивается очень активно.

Кроме этого, мы подготовили изменения в нормативную базу, касающуюся физической культуры. Они наделяют Хабаровский край полномочиями, позволяющими проводить спортивные студенческие мероприятия. Это также важный аспект.

И хотелось бы сказать еще об одном направлении, которое не связано напрямую с законотворчеством, но имеет большое значение для города и края. Мы реализуем его совместно с краевым министерством образования и науки, полпредством президента на Дальнем Востоке, Минвостокразвития и Министерством образования РФ. Это работа с одаренными детьми. Планируется создать на базе Тихоокеанского государственного университета региональный центр поддержки одаренных детей, который станет филиалом Всероссийского образовательного центра «Сириус», расположенного в Сочи. Его программы очень удачно объединяют науку, культуру и спорт. И это правильно - человек должен развиваться гармонично.

Начинаем с математики

- Но ведь нельзя сказать, что у нас талантливым школьникам уделяется мало внимания. Хорошо развито олимпиадное движение, проводится немало научно-практических конференций. Почему нужен новый центр?

- Подобной целенаправленной работы, когда детей начинают сопровождать с 5-6-х классов, у нас в крае еще не было. А первые смены будут рассчитаны именно на такой возраст. Для чего это нужно? Чтобы с самого начала ребенок мог проявлять способности и работать с лучшими учеными, находил себя и, в конце концов, оставался учиться и работать у нас в регионе, никуда не уезжая.

- На каком этапе сейчас создание центра?

- Уже подписано соглашение с фондом «Талант и успех», который курирует «Сириус». В данный момент формируется попечительский совет.

- Хватит ли нам квалифицированных педагогических кадров для такой амбициозной цели?

- Мы не планируем внедрять все направления сразу. Начнем с математики - к этому мы готовы, у нас есть сильные преподаватели, которые уже сейчас сотрудничают с «Сириусом» в качестве экспертов.

Других, конечно, нужно готовить. Для этих целей будем привлекать ведущих лекторов из лучших вузов страны. Задаче нужно соответствовать.

Продолжаем с лучшими

- А какие перспективы мы сможем предложить ребятам, когда они вырастут?

- Здесь мы будем выполнять поручение Президента, которое было дано в рамках Восточного экономического форума в сентябре 2017 года. Речь идет о создании на базе наших дальневосточных университетов и институтов кафедр, лабораторий и других подразделений, реализующих совместные образовательные программы с лучшими вузами России.

К примеру, Педагогический институт ТОГУ будет сотрудничать с Российским государственным педагогическим университетом в области цифровой педагогики. Ряд других подразделений ТОГУ будет обучать студентов-дальневосточников цифровым технологиям совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики. Что это даст студентам? Возможность получить не только самое передовое образование, но и дипломы сразу двух вузов, не уезжая за пределы края.

- Какие направления совместных образовательных программ выбраны?

- Те, которые нужны Дальнему Востоку: газо- и нефтехимия, космические технологии, инновации, цифровая экономика и т.д.

Программа начнет реализовываться в 2018 и рассчитана до 2025 года. В принципе, подобные инициативы реализовывались и в советское время, просто раньше преподавателей к нам командировали, а теперь есть дистанционные методики.

Работаем на задачи

- Учебные заведения сегодня активно вовлечены в промышленное развитие: бизнес-проекты, разработки, исследования, стартапы. А как обстоят дела с участием предприятий в процессах высшего образования? Насколько они активны, удается ли учебным заведениям выполнять их кадровый заказ?

- Этот процесс идет. В нынешнем году, к примеру, число мест для поступления по целевому набору только в ТОГУ увеличилось в четыре раза. Это информационные технологии, строительные и педагогические специальности. Много заявок приходит из муниципальных образований, им нужны квалифицированные профессионалы.

Что же касается бизнеса, то здесь есть свои особенности. Сегодня он очень быстро развивается. Поэтому пять лет ожидания специалиста весьма долгий срок. За это время может измениться не только локация или специфика, но и вообще направление деятельности предприятия. Но мы выработали решения и для этого вызова.

- Какие же?

- Делаем акцент не на целевой прием, а на целевое обучение. На 3-4-м курсах заключаем договоры с организациями, которые сопровождают студентов, берут их к себе на практику и готовят для выполнения конкретных функций.

Другой эффективный способ - магистратура. Сегодня ее направление можно скорректировать под совершенно определенную задачу, стоящую перед бизнесом. В итоге на выходе предприятие получает специалиста высокого уровня. Тем более что бюджетных мест для обучения по этим программам много.

     


Версия для печати: