Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

06.04.2021 / Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 29.09.2005 № 301 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния»

     Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края (далее - край) от 29.09.2005 № 301 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее - Закон края № 301) рассмотрена 24.03.2021 на заседании постоянного комитета Законодательной Думы края по вопросам государственного устройства и местного самоуправления (далее - постоянный комитет). В результате рассмотрения вопроса постоянный комитет отметил следующее.

     В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - ГРАГС) являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Финансирование полномочий на ГРАГС осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

     В соответствии с Законом края № 301 полномочиями на ГРАГС в крае наделены органы местного самоуправления 17 муниципальных районов, 2 городских округов, 107 поселений.

     В целом положения Закона края № 301 на территории края выполняются.

Вместе с тем информация, поступившая от комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства края (далее - Комитет по ЗАГС), Контрольно-счетной палаты края и органов местного самоуправления муниципальных образований края, свидетельствует о наличии ряда проблем в сфере ГРАГС.

В качестве одной из основных проблем большинство органов местного самоуправления муниципальных образований края, особенно поселенческого уровня, называют низкий уровень субвенции на осуществление полномочий на ГРАГС, что влечет за собой низкий уровень заработной платы специалистов, осуществляющих полномочия на ГРАГС, и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров, нехватку денег на покупку канцелярских товаров, обслуживание и обновление оргтехники.

     Распределение субвенций между бюджетами городских округов и муниципальных районов осуществляет Комитет по ЗАГС на основе Методики расчета субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из краевого бюджета на осуществление полномочий на ГРАГС и бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление полномочий на ГРАГС (далее - Методика расчета субвенций), утвержденной Законом края № 301.

     Законом края № 301 не закреплен порядок расчета объема субвенции бюджетам поселений края, при этом установлен порядок расчета минимального предела объема субвенции из бюджета муниципального района бюджету поселения. В результате органы местного самоуправления муниципальных районов края самостоятельно определяют объем субвенций поселениям района на исполнение полномочий на ГРАГС.

     В соответствии с частью 6 статьи 12.1 Закона края № 301 контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов края полномочий по расчету и предоставлению субвенций поселениям осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти края (Комитет по ЗАГС). Контрольно-счетной палатой края установлено, что в 2019 году в нарушение требований части 6 статьи 12.1 Закона края № 301 указанный контроль не осуществлялся. При этом Контрольно-счетной палатой края установлены факты ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления отдельных муниципальных районов края (Амурского, Комсомольского, Хабаровского муниципальных районов края) полномочий по расчету субвенций поселениям, что в ряде случаев привело к недополучению поселениями субвенций.

В настоящее время Комитетом по ЗАГС организована работа по подготовке изменений в Закон края № 301 в целях закрепления полномочий по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов края полномочий по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений за органом финансового контроля.

Органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований края обращают внимание на необходимость совершенствования Методики расчета субвенций, так как она, в частности, не учитывает расходы муниципальных образований на оплату работникам органов записи актов гражданского состояния администраций муниципальных образований, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

После перехода с 01.10.2018 на регистрацию актов гражданского состояния посредством составления записей актов в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС), который формируется и ведется в электронной форме, органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований края, наделенных полномочиями на ГРАГС, столкнулись с проблемой некачественной работы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (низкая скорость, перебои в работе).

Комитетом по ЗАГС совместно с министерством информационных технологий и связи края и публичным акционерным обществом «Ростелеком» налажен постоянный контроль качества связи с Единой сетью передачи данных в органах ЗАГС края для принятия решений по улучшению ситуации, однако в настоящее время указанная проблема не теряет своей актуальности.

В ряде муниципальных образований края отсутствует необходимое оборудование - принтер, совместимый с программно-аппаратным комплексом ЕГР ЗАГС (Болоньское, Литовское сельские поселения, Эльбанское городское поселение Амурского муниципального района края, Солнечный муниципальный район края и сельские поселения «Поселок Амгунь», «Поселок Горин», «Поселок Джамку», Березовское сельское поселение Солнечного муниципального района края).

По информации Комитета по ЗАГС, на сегодняшний день принтерами, совместимыми с программно-аппаратным комплексом ЕГР ЗАГС, обеспечены органы местного самоуправления всех вышеуказанных муниципальных образований края, кроме Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района края. В ходе совещания 18.03.2021 установлено, что в отношении названного муниципального образования проблема до настоящего времени не решена.

     Сохраняет свою актуальность вопрос оптимизации числа поселений края, органы местного самоуправления которых наделены полномочиями на ГРАГС. По информации Комитета по ЗАГС, по итогам 2019 года отмечено 16 поселений с нулевыми и 20 поселений с единичными (менее 5) показателями зарегистрированных актовых записей, за 2020 год - 11 и 12 поселений соответственно.

     При этом с учетом географических особенностей края решение вопроса об оптимизации числа муниципальных образований края, органы местного самоуправления которых наделены полномочиями на ГРАГС, возможно только с учетом сохранения доступности государственной услуги на регистрацию актов гражданского состояния для граждан.

     На основании изложенного постоянный комитет решил принять информацию к сведению и рекомендовать:

     Комитету по ЗАГС совместно с Советом муниципальных образований Хабаровского края:

     изучить мнение органов местного самоуправления муниципальных образований края, наделенных полномочиями на ГРАГС, о целесообразности продолжения осуществления ими полномочий на ГРАГС;

     рассмотреть вопрос о возможности совершенствования Методики расчета субвенций в целях учета при расчете субвенций бюджетам муниципальных образований края, органы местного самоуправления которых наделены полномочиями на ГРАГС, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций работникам органов записи актов гражданского состояния администраций муниципальных образований, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

     Комитету по ЗАГС:

     разработать порядок расчета субвенции, передаваемой органам местного самоуправления поселений края на осуществление полномочий на ГРАГС, в целях внесения изменений в Закон края № 301;

     продолжить совместно с министерством информационных технологий и связи края осуществление контроля за качеством связи с Единой сетью передачи данных в органах ЗАГС муниципальных образований края;

     решить вопрос об обеспечении органов местного самоуправления Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района края принтером, совместимым с программно-аппаратным комплексом ЕГР ЗАГС;

     продолжить практику проведения обучающих семинаров для работников органов местного самоуправления муниципальных образований края, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, по территориальному принципу.
 


Версия для печати: