Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

14.07.2018 / Статья «К Северу особы подход» в газете «Охотско-эвенская правда» №54 от 14 июля 2018 года

    
 

К Северу подход особый

     Депутат Законодательной Думы Хабаровского края, председатель комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию Наталия Пудовкина приняла участие в расширенном заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в Дальневосточном федеральном округе, которое проходило с 21 по 25 июня в г. Якутске.

     - Суровые климатические условия районов  Крайнего Севера и прилегающих к ним территорий в наложении на экономические условия существенно усложняют жизнь проживающих там граждан, - подчеркнула в своем выступлении на заседании совета Наталия Пудовкина. - Вместе с тем существует необходимость не только закрепления кадров, но и решения стратегических, экономических и даже геополитических задач. Поэтому я буду говорить о необходимости дифференцированной государственной политики развития северных территорий с целью защиты прав северян.

     Бюджеты субъектов Федерации, имеющих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, имеют особые расходные обязательства, связанные с климатическими условиями, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры, низкой плотностью населения, особенностями обеспечения товарами и услугами, прежде всего топливом и продуктами питания. Мы вынуждены нести дополнительные бюджетные нагрузки в виде удорожания расходов в бюджетной сфере, в том числе связанные с северными льготами, не в полной мере учитываемые различными бюджетными методиками.

     В результате законы, принимаемые на федеральном уровне, с единым подходом к регулированию отношений в различных сферах на всей территории Российской Федерации, приводят к нарушению прав граждан либо способствуют исключению регулируемых отношений из обихода на территории малонаселенных, отдаленных и труднодоступных поселений, какими и являются населенные пункты северных территорий.

     В подтверждение своих слов депутат от Законодательной Думы Хабаровского края привела ряд норм российского законодательства, которые, по ее мнению, на протяжении достаточно долгого времени являются дискуссионными..

     В законе 131-ФЗ есть единственная статья, связанная с северной проблематикой, - 82.1, которой установлены «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». Данная статья регулирует порядок выбора органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации поставщиков товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности по Перечню, который по случаю может быть утвержден региональным законом. Однако при этом в данный Перечень не могут быть включены не только лекарственные препараты, что в отношении некоторых может представляться целесообразным, но и изделия медицинского назначения, вполне возможно, относимые для отдельных граждан к жизненно важным товарам.

     Депутат выразила озабоченность тем, что Федеральный закон 184-ФЗ вовсе не содержит никаких норм, связанных с особенностями регулирования отношений на территориях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В результате такого факультативного подхода только малая часть регионов, имеющих такие территории, утвердила Законом Перечни ввозимых товаров и связанных с этим услуг. В основном это касается топлива. Хабаровский край включил в свой Перечень отдельные продукты питания, предусмотрев в краевом бюджете средства на возмещение транспортных расходов. С целью обеспечения детей от года до 3 лет включены в Перечень яблоки и детское питание.

     В целом же реальная картина такова. Северяне имеют доступ к ограниченному перечню продуктов питания, овощи, фрукты и молочная продукция стоят очень дорого, порой продукты имеют сомнительные сроки годности. В отдельных поселениях предпринимательство, даже в торговле, экономически нецелесообразно, поэтому обеспечение продуктами питания ложится на плечи органов местного самоуправления. Такая ситуация сложилась в отдаленных селах Джигда и Аим Аяно-Майского района.

     Далее Наталия Пудовкина привлекла внимание собравшихся к другой, не менее значимой, проблеме. Законодательное распределение (222-ФЗ) между уровнями власти финансового обеспечения государственных гарантий работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, привело, по ее мнению, к ограничению прав работников бюджетных организаций муниципального уровня и недоступности прав на гарантии для работников не бюджетной сферы.

     Наш комитет Думы, сказала она, проанализировал ситуацию с возмещением расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно бюджетникам и членам семьи и решил рекомендовать Правительству края отнести их к приоритетным, как и расходы по оплате труда.

     Отдельно остановилась депутат на правах граждан из категории «дети-инвалиды» и «инвалиды с детства», которые по объективным причинам не имеют трудового стажа, а значит, и права на возмещение расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно. Встает и вопрос в отношении детей, находящихся под опекой, устроенных в семьи. Данная норма на них может распространяться только в случаях их усыновления. Нельзя обойти молчанием и детей - сирот и оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и домах-интернатах. Эти дети тоже нуждаются в оздоровительном отдыхе в более благоприятном климате. К сожалению, обращения краевых депутатов не находят поддержки на федеральном уровне, так как требуют значительных средств.

     Если бюджетные работники могут в судебном порядке возместить расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно на себя и двоих членов семьи, то вот «небюджетники» не используют эту возможность вообще, так как у предпринимателей-северян, относящихся к среднему и малому бизнесу, просто нет финансовой возможности. Сегодня предприниматели вообще заявляют о рисках дальнейшего существования в связи с ростом минимальной оплаты труда и начислением на нее районных коэффициентов и северных надбавок.

     Тем не менее, убеждена депутат, недавнее решение Конституционного суда, поставившее точку в более чем двадцатилетнем споре о структуре МРОТ, можно считать историческим.

     Депутату Н. Пудовкиной представляется необходимым пересмотреть ряд норм законодательства, как федерального, так и краевого, которые «не работают» в северных территориях. Прежде всего, это касается системы оплаты труда, часто она ниже, чем в поселениях, расположенных на территориях с более благоприятными для жизни условиями. Установление единого размера компенсационных выплат, например, по программе «Земский доктор», 1 млн. рублей для центральных областей - это совсем другие деньги для наших поселений, где услуги ЖКХ просто «съедают» их за период работы.

     Вообще тема медицины самая показательная, в смысле того, к чему приводит игнорирование территориальных особенностей. Проблематична для многих северян медицинская помощь жителям отдаленных малочисленных поселений. До последнего времени при оптимизации сети медицинских организаций не учитывались транспортные возможности. Конечно, с развитием выездных форм оказания медицинской помощи и телемедицины улучшается доступность медицинской помощи, но это вовсе не исключает необходимости присутствия пациента в кабинете врача или госпитализации. А это сразу значительная финансовая нагрузка на семью.

     Возможность получения стоматологической помощи также ограничивается наличием требований, не исполнимых в условиях небольших населенных пунктов.

     В Хабаровском крае еще в 2011 году было принято решение о компенсации оплаты проезда к месту лечения и обратно. Однако в связи с неурегулированностью вопроса на федеральном уровне эти краевые расходы относятся к неэффективным, в результате чего край постоянно вынужден их урезать.

     Наталия Пудовкина привела в своем выступлении ещё один пример. С 1 октября мы должны обеспечить введение онлайн-регистрации актов гражданского состояния. В связи с тем, что для обеспечения рабочих мест необходимы значительные средства и устойчивый интернет, поэтому решение о передача этих полномочий районному уровню встретила непонимание краевых депутатов. Укрупнение рабочих мест на базе отдельных поселений в условиях отсутствия транспортной инфраструктуры сопряжено с ограничением прав граждан. Ведь введение онлайн касс предпринимателями также не очень им удобно, но закон им предписывает. Почему же государство не может реализовать свои полномочия в тех же условиях?

     Вывод депутата Законодательной думы Хабаровского края Н. Пудовкиной однозначен: с целью обеспечения достойной жизни северян, обеспечения равных прав на образование, здравоохранение, жилье и другие права, необходимо проводить оценку социально-экономических последствий реализации непосредственно на северных территориях принимаемых федеральных законов. Это и будет способствовать преломлению тенденции оттока населения с Севера.


Версия для печати: