Размер шрифта:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

13.07.2018 / Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 27.05.2009 № 243

ИНФОРМАЦИЯ
 

о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 27.05.2009 № 243 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае»

     

     Заслушав и обсудив 04.07.2018 на заседании постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по социальной защите населения и здравоохранению (далее - постоянный комитет) информацию о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 27.05.2009 № 243 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае» (далее - Закон края № 243, край), постоянный комитет отметил следующее.

     В целом положения Закона края № 243 на территории края исполняются.

     В соответствии с указанным законом полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в крае реализуются уполномоченными Правительством края органами исполнительной власти края, которыми являются министерство образования и науки края (в отношении несовершеннолетних граждан) и министерство социальной защиты населения края (в отношении совершеннолетних недееспособных граждан).

     В целях исполнения норм Закона края № 243 организована работа по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних детей, которая осуществляется 23 организациями, подведомственными министерству образования и науки края (22 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), и КГКУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению».

     В отношении совершеннолетних граждан указанная деятельность ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Как правило, опекуном или попечителем недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина становятся его родственники.

     Учитывая важность развития системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в крае регулярно обновляется информационная база сайта управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки края (opeka.khabkrai.ru).
В рамках соглашения между этим министерством с благотворительными фондами «Измени одну жизнь» и «ВИДЕОПАСПОРТ» создаются и размещаются видеосюжеты о детях, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот. Кроме этого, ежегодно проводится краевой конкурс среди журналистов и средств массовой информации «Я выбираю семью». Во всех районах края функционируют 25 клубов замещающих семей, объединивших 2 531 такую семью.

     В целях предотвращения насилия в отношении детей-сирот проводятся курсы повышения квалификации для специалистов территориальных структурных подразделений органов опеки и попечительства, распространяются информационные буклеты по недопущению случаев физического или психического насилия, сексуальной и иной эксплуатации, а также жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в семье. Вместе с этим органами опеки и попечительства систематически проводятся проверки условий содержания, воспитания и образования несовершеннолетних из числа детей-сирот. Большинство нарушений, выявленных в ходе таких проверок, чаще всего связаны с жилищными и имущественными правами подопечных, нарушением права на получение алиментов от родителей и ненадлежащим исполнением опекунами и попечителями своих обязанностей.

     Среди негативных тенденций, имеющихся в сфере опеки и попечительства, отмечаются возвраты детей, основными причинами которых становятся не сложившиеся взаимоотношения у подопечного ребенка с опекунами и членами их семьи, состояние здоровья подопечного или опекуна, ненадлежащее исполнение своих обязанностей и изменение семейного положения последнего.

     С целью профилактики указанных возвратов в крае с 2018 года осуществляется сопровождение замещающих семей, в том числе в рамках реализации проекта «Выявление и профилактика кризисных состояний у детей, воспитывающихся в семьях опекунов и попечителей. Дистанционное (очно-заочное) обучение кандидатов».

     Вместе с этим в крае организована работа по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и разлучения ребенка
     с кровной семьей, в ходе которой только за пять месяцев текущего года проведено
1 102 рейда, из них 568 - межведомственных, в том числе 21 рейд по проверке общественных мест, в которых с 23 до 06 часов не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их замещающих).
В случае поступления информации о семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, они обследуются и в отношении них принимаются профилактические меры. Для оказания помощи семьям с детьми, проживающим в отдаленных сельских поселениях, широко используется работа «социального автобуса».

     Одним из значимых направлений работы в области опеки и попечительства является сохранение и управление имуществом подопечных. В этой связи министерством образования и науки края на постоянной основе ведется контроль за использованием их жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства края от 25.07.2012 № 252-пр «Об утверждении Порядка деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению защиты жилищных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В целях защиты прав совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой, министерство социальной защиты населения края контролирует процесс расходования опекунами денежных средств и сохранение имущества подопечного.

     В целях материальной поддержки опекунов Законом края № 243 предусмотрено право осуществления ими своих обязанностей на договорной возмездной основе. Во исполнение данной нормы опекунам несовершеннолетних граждан ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере от 11 608,50 руб.
до 15 478,00 руб. (в зависимости от районного коэффициента) за одного подопечного. Дополнительно за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья (4 или
5 группы здоровья), ежемесячно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда. Малоимущим опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, не получающим доход за счет имущества подопечного и
не пользующимся безвозмездно его имуществом, также выплачивается вознаграждение, средняя сумма которого с учетом районных коэффициентов составляет 12 500 рублей.

     Вместе с этим отмечаются проблемы, связанные с недостаточным количеством специалистов органов опеки и попечительства. В крае численность таких специалистов, занимающихся несовершеннолетними гражданами, составляет 125 человек при рекомендованной нормативной численности 257 человек (рассчитано на основании рекомендаций, отраженных в протоколе заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 18.12.2014 № 6). Государственные полномочия по опеке и попечительству
в отношении совершеннолетних граждан в крае исполняют 15 специалистов, на каждого из которых приходится в среднем 237 ограниченных в дееспособности и находящихся под патронажем граждан. При этом в развитие части 3 статьи 5 Закона края № 243 так и не принят правовой акт, который должен определять численность органов опеки и попечительства с учетом количества детского (совершеннолетнего) населения, что в свою очередь не способствует эффективному исполнению полномочий субъекта Российской Федерации
в указанной сфере.

     Кроме того, в связи с отсутствием законодательных оснований временной передачи совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в семью родные и близкие таких граждан лишены возможности забрать их во временный отпуск, что негативно сказывается на психическом и душевном состоянии недееспособных граждан.

     На основании изложенного постоянный комитет решил принять указанную информацию к сведению и рекомендовать Правительству края продолжить работу по контролю за исполнением законодательства в части порядка расходования денежных средств и управления имуществом подопечных граждан, продолжить работу по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг замещающим семьям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также рассмотреть вопрос поэтапного увеличения штатной численности специалистов органов опеки и попечительства. Помимо этого депутаты комитета решили обратиться к заместителю Председателя Правительства края - министру культуры края Федосову А.В. с предложением подготовить краевой правовой акт об определении численности органов опеки и попечительства с учетом количества детского (совершеннолетнего) населения в целях реализации части 3 статьи 5 Закона края № 243. По итогам проведенного контроля члены постоянного комитета также рекомендовали Законодательной Думе края обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Березуцкому Ю.Н. с просьбой оказать содействие в ускорении принятия в качестве федерального закона проекта федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», предусматривающего совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (как физическими, так и юридическими) в отношении недееспособных граждан.


Версия для печати: