Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

20.12.2017 / Статья «Политическая кухня от шефа» в газете «Молодой дальневосточник 21 век» №51 от 20 декабря 2017 года

Политическая кухня от шефа

Гость редакции - Сергей Леонидович Луговской, председатель Законодательной думы Хабаровского края

- Сергей Леонидович, вы нынче с большим удовольствием будете провожать старый год или встречать новый?

- До вашего вопроса об этом вообще-то не думал. Каждый год тяжелый, Даже не физически, а эмоционально. Постоянно находишься в каких-то избирательных кампаниях. И в новом году ожидаются важные события. Когда работаешь, в любом случае за все переживаешь.

- А в этом году основные переживания с чем были связаны?

- С работой, конечно. Особенно, что касается партийной деятельности. У меня же два направления - думское и партийное. А в партийных делах всегда больше напряжения. Как и любому другому руководителю, мне тоже хочется выглядеть достойно. У меня тоже есть стремление, чтобы люди поддерживали. А для этого надо многое делать. Тем более что рейтинги «Единой России» хорошие, но не самые высокие. Поэтому год проходил напряженно.

- Если говорить о ярких событиях года: их больше было по партийной линии или по депутатской?

- Яркого сияния, я бы сказал, не было - в основном будничные дела. Ну, вот как считать: три партийных проекта, профинансированных из федерального бюджета (по дворам, сельским Домам культуры, здоровью) - это яркие события или нет? Дали деньги - привели в порядок дворы. Дали деньги - купили мебель или музыкальные инструменты в сельские Дома культуры, чего никогда не было. Для людей это события. Для депутатов это нормальная будничная работа.

Законопроектов, которые вызывали бы общественное обсуждение или большие эмоции, тоже не было. Как это случалось при обсуждении проектов о бездомных собаках, о монетизации льготного проезда на общественном транспорте.

Возьмем закон о патентной системе. Мы над ней много работали. Она сегодня не очень востребована. Но ее надо постепенно внедрять. Наступит ее время, а она уже готова. К примеру, упрощенное налогообложение может уйти - о чем сейчас много говорят. Бывает, что действие законов переносят - чему примером отсрочка закона о приватизации жилья. Поэтому механизмы влияния на малый и средний бизнес надо постоянно совершенствовать на краевом уровне.

- Сергей Леонидович, простой вопрос: легко ли быть председателем думы?

- Если бы мне предложили быть председателем в 2013 году, то я бы еще подумал. Быть председателем думы - тяжело.

- Давайте вспомним прежних председателей. Виктор Озеров всем депутатам давал свободу, но держал единую команду. Юрий Оноприенко свободу не давал и депутатов держал в узде. Сергей Хохлов поделил депутатов на «своих» и «чужих» и обострил отношения с правительством края. Виктор Чудов был не хозяином думы, а гостем. А вы - кто? Ваше кредо.

- Мое кредо - работать единой командой. И когда говорят, что дума - «ручная», то это не так. Мы не сразу, но выстроили работу с правительством, которая позволяет нормально взаимодействовать.

- В краевом министерстве финансов есть галерея портретов всех министров. В правительстве края есть галерея портретов всех губернаторов. А у вас возможна галерея портретов всех спикеров?

- Я об этом не думал. У нас есть стенды с историей думы. Это не то?

- Не то. Вопрос о галерее портретов всех руководителей законодательной власти края.Это возможно?

- А можно задаться такой темой после моего срока руководителя думы? У меня нет ответа на вопрос. Подождем с такой идеей.

- Вы имеете в виду: подождем решения вопроса с судьбой Виктора Чудова?

- И это тоже. Чудов находится под следствием и имеет право на реабилитацию. Его ситуация не связана с депутатской деятельностью. Поэтому действительно подождем. И с портретами - тоже.

- А вот еще сюжет из депутатской жизни. Каждый год (вот уже много лет) Озеров собирает бывших своих депутатов краевой думы первого созыва. Приходят на такие встречи абсолютно все - даже те, кто в свое время требовал импичмента Озерова.

- Я не знал. Нормальная ситуация!

- А депутаты вашей думы шестого созыва сочтут ли необходимым по-дружески встречаться в будущем - как вы полагаете?

- Я бы хотел встречаться. Если найдется какой-то человек-организатор, то готов его всячески поддержать.

-Э-э, нет! Там организатор - Озеров. Он - лидер. Но вы ведь тоже лидер!

- Я подумаю. Запишем такую идею, чтобы обсудить, а, возможно, и принять. Но это не значит, как обещание. Просто у каждого свои подходы. Но идея мне нравится, она абсолютно правильная. Мало ли какие ситуации могут случиться в последумской жизни - может, кому-то помощь или даже просто совет потребуется…

- А если бы некая группа ваших депутатов-оппозиционеров потребовала вашего импичмента - что бы вы делали?

- Ну и вопросики вы задаете!

- Сергей Леонидович, у нас такой формат - опрос с пристрастием. Мы каждого предупреждаем. Никто из ваших предшественников пока не возражал.

- Так и я тоже не возражаю. Просто никогда не задавался таким каверзным вопросом. Что бы я делал? Во-первых, не надо до импичмента доводить, что я и стараюсь делать. Хотя наша думская оппозиция и говорит иногда, что, дескать, ей не дают возможностей. Это не так! Слово им всегда предоставляется. Никто их никогда не перебивает. Короче, ответ такой: я бы постарался убедить их в обратном.

- Всем известно, что каждый депутат - это исключительный политический гений…

- …так уж и гений! Заметьте, это ваши слова - я скромнее оцениваю.

- Хорошо, пусть будет скромнее - «политический лидер». Как достигать консенсуса такой «могучей кучки»?

- У нас уставом и регламентом заложено, что каждый депутат имеет равные права, но у каждого есть и должностные обязанности. Конечно, из принципа «кнута и пряника» кнут не исключается. Но он здесь тяжелее применим. Просто надо не забывать о культуре человеческих отношений и элементарной вежливости. Консенсус - дело наживное, если его хотеть.

- Когда в Госдуму пришел Володин, он ввел жесткую дисциплину - сейчас там заседания не прогуляешь, за соседа не проголосуешь… А в краевой думе есть потребность в дисциплинарных нововведениях?

- Потребность есть всегда. Побольше дисциплины не помешало бы, чтобы некоторые депутаты находили больше возможностей для участия в работе думы. Я имею в виду депутатов на неосвобожденной основе. Много депутатов-директоров предприятий, у которых командировки совпадают с думскими мероприятиями. Но я считаю, что у нас более-менее нормальная дисциплинапо ведению заседаний думы, комитетов и т.д. Мы вроде бы никого не ограничиваем, но и жестко не регламентируем.

- Дума шестого созыва отработала три года. Это уже коллектив?

- Это коллектив, да. Хотя есть свои нюансы - чего скрывать?! В целом же мы всегда находим варианты решения. Но для этого приходится некоторых хорошо убеждать. Даже на заседаниях фракции «Единой России», бывает, кипят страсти. Но решения всегда принимаем, консенсус всегда находим. В отличие от некоторых регионов, где бывают очень серьезные разногласия.

- Наверно, бывает, что у кого-то из депутатов-единороссов есть особое мнение. Он должен голосовать  единогласно с фракцией или может голосовать против, оставаясь при своем особом мнении?

- Мы все-таки стараемся добиваться единогласия единороссов. Стараемся убеждать до последнего. Особое мнение когда возникает? В основном по финансированию между городом и краем. Или, к примеру, возникла дискуссия вокруг вопроса по отмене льгот, которые почти не использовались, которые не эффективны. Понятно, что каждый депутат отстаивает интересы своего округа. Но, в то же время, являясь депутатом краевого уровня, он обязан не забывать интересы края. Бывает и так, что за особым мнением кроется элементарный популизм. Вот, дескать, у него было особое мнение, а его не стали слушать. И с этой фишкой он как с флагом идет к избирателям - борец! Это называется «работать на публику».

Бывают другие ситуации. Например, недавно мы в комитете очень эмоционально обсуждали перераспределение некоторых полномочий между муниципалитетами и районами. Полномочия остались в пределах районов, у них есть право оставить их себе или передать муниципалитетам, то есть договориться об исполнении. Но, к сожалению, у нас только в одном районе все эти вопросы урегулированы - в Комсомольском. Коллизия в чем? У каждого поселения своя проблема. У одних дороги, у других ЖКХ и т.д. - нет единообразия. Отсюда и возникла дискуссия. Но мы слушаем глав поселений, делаем опросы, изучаем варианты. И после всех споров все-таки придем к единому мнению и к консолидированному голосованию за целесообразность.

- А когда депутат несколько раз голосует против решения фракции, его из партии можно исключить?

- А зачем? У нас таких случаев не было. Хотя бывает, некоторые депутаты считают, что консолидированное голосование фракции сдерживает их инициативу. Я так не считаю. Давайте поглубже разберемся в каждой спорной проблеме и не будем популистами. У «Единой России» какой девиз? «Партия реальных дел».  Давайте будем ему соответствовать.

- Вопрос о действенности депутатской работы. С законами понятно: приняли - подлежат исполнению. А такие формы, как «правительственный час», «депутатские слушания» - это депутатский ликбез или действенная мера? Согласитесь, что подчас депутатам преподносится некорректная или не совсем объективная информация. Они ведь все равно не проверят.

- Возможно вполне, что кто-то где-то что-то недоговаривает, чтобы потом депутаты, не разобравшись, не подняли волну дискуссий. А в целом информация объективная. Депутатам не надо ее проверять. Она публичная, а это пострашнее любых проверок. А вообще эти формы - и «правительственный час» и «депутатские слушания» - действенные. Во-первых, мы не только слушаем, но и высказываем свое мнение, спорим. Во-вторых, по итогам слушаний даются рекомендации. В-третьих, мы их держим на контроле.

Как обычно складывается ситуация? Например, минздрав планирует строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в селах. Он дает информацию в минстрой, минстрой - в минфин. Получается треугольник, где одно министерство кивает на другое. Поэтому мы их собираем, выясняем и делаем заключение. То есть мы вопрос координируем.

- Ну, и как решается вопрос с ФАПами?

- Сначала в думе были слушания по этому вопросу. Определились, что в крае требуется больше ста ФАПов и амбулаторий. Но прежде чем строить или реконструировать старые, нужны проекты. Чтобы удешевить и упростить этот процесс, было решено подготовить несколько вариантов типовых проектов. Это заняло время. Потом следовало внести объекты в бюджет. Понятно, что не все сразу - первые три, на следующий год - уже десять. Проблема сдвинулась с места. Я не хочу сказать, что это целиком заслуга депутатов. Так или иначе, этот вопрос все равно в крае решился бы. Просто депутаты обосновали его первоочередность и ускорили реализацию.

Возьмем другую ситуацию - с общественным транспортом в Хабаровске. Сколько раз и с разных сторон слушали ее в думе! И опять я не скажу, что это целиком заслуга депутатов, но ведь город поменял свою прежнюю позицию по транспортному обеспечению. Трансформация проходила поэтапно. Сначала город требовал больше денег. Сейчас приобретает автобусы на газомоторном топливе и строит автомобильные газозаправочные станции.А вспомните, что было по речным перевозкам? Лукавила одна сторона, но ведь лукавила и другая! А мы хотим, чтобы все было по справедливости. И ситуация-то меняется в лучшую сторону.

- Расскажите, изменились ли взаимоотношения с Госдумой? Принимают ли там поправки и предложения региональных законодателей? Или как прежде, годами их даже не рассматривают?

- Отношения изменились. Наши предложения по «дальневосточному гектару» - это отдельная тема. Там активно работает в этом плане полпред президента Юрий Петрович Трутнев. Поэтому закон регулируется в ручном режиме.

Мы очень настойчиво добивались, чтобы краю компенсировали часть средств по программе демографического развития России. Что получилось? По стране были установлены целевые показатели по рождаемости, для их достижения выделялись деньги из федерального бюджета. Как только наш край достиг этих показателей, нам прекратили финансирование. А это неправильно.

Мы же как работаем с Госдумой? И напрямую, и через фракцию единороссов, и через экспертные советы. И губернатор включает все рычаги. Но не скажу, что все наши поправки в законы или предложения принимаются сходу. Но учитываются.

Кстати, много вопросов ставит перед Госдумой парламентская Ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» - и о железнодорожных перевозках, и о «дальневосточном гектаре» и т.д.

- Вы же на Камчатке в рамках Ассоциации рассматривали проект закона об особом статусе Дальнего Востока. Какая его судьба?

- Решения Ассоциации носят рекомендательный характер. Мы направили проект в Госдуму, в Совет законодателей. Аналогичный закон готовили еще лет пять назад. Меры там хорошие. Но на их реализацию нужны не просто огромные, а очень огромные деньги. Я так думаю: решено пойти по другому пути. Система отношения к региону есть, ломать ее сейчас не будут, а решать точечно отдельные вопросы постепенно будут. И мы уже видим некоторые примеры. Льготы на авиаперелеты, гектары, ТОРы и прочее.   

- А местное самоуправление: насколько оно политически грамотно, не говоря уже о юридической компетентности?

- Это не моя компетенция. В правительстве края есть структуры, которые занимаются местным самоуправлением. По депутатскому корпусу районов и сел могу сказать так. Мы стараемся подтягивать молодежь. А так называемый ветеранский корпус депутатов подталкиваем, чтобы они активнее работали с молодыми. Тщательнее подбираются кандидаты на выборы. Много дается экономической и политической информации. Проводим самые разные мероприятия. Приглашаем на встречи в думу. При думе работает Общественная молодежная палата  и Совет молодых депутатов. Уже второй год проводится форум молодых депутатов. Возможностей много - не ленись только учиться. Да и откуда взяться «дремучим» сельским депутатам, если у нас политически предельно открытая страна!?

С другой стороны: у депутатов масса возможностей для реализации своих планов. Если они есть, конечно. Возьмите те же партийные проекты «Единой России» по сельским Домам культуры, по благоустройству дворов, по здоровому образу жизни. Вы же видите, какой хороший эффект. Денег не много, а резонанс большой. Нормальная работа, которая делается один раз, а остается надолго.

- Сергей Леонидович, где именные депутатские проекты законов? Поправки есть, а полноценных законов нет. Где хоть один закон Луговского?

- Какие именные законы? О чем вы говорите? Мало 25-ти законов, куда внесены в том числе и мои поправки? Иная поправка дорогого стоит. Возьмите поправку в закон о материнском капитале, который со следующего года можно направлять на газификацию жилья. Возьмите простенький закон о переводе статуса рабочего поселка Горный Солнечного района в сельский населенный пункт. Что он даст уже в следующем году? Снизятся тарифы на электроэнергию. Педагоги получат сельскую надбавку к окладам. Малоимущие многодетные семьи получат материальную помощь на подготовку детей к школе.

Однако есть одна моя именная поправка. Правда, мы ее вносили вместе с губернатором. Это по ограничению времени торговли спиртным до 22 часов. Эффект есть, и я уверен в перспективе закон сыграет на пользу во всех смыслах. Кстати: закон у нас еще достаточно лояльный. К примеру, самое жестокое ограничение в Якутии - спиртное продают только с 14 и до 20 часов.

Закон о запрете курения в некоторых местах - тоже депутаты вносили.

- Это не запрет курения. Это же просто «геноцид»!

- «Геноцид» в том плане, что нет мест, отведенных для курения. Я считаю, это неправильно. Это мое личное мнение. Запрет - это правильно. Но при этом должны быть специально отведенные места в аэропортах, в поездах дальнего следования, даже на улицах. Ну, вы же знаете, как это делается за границей. Почему у нас не хотят так сделать? Закон этому не мешает.

А вообще какая разница - чей это закон или поправка? - лишь бы на пользу людям.  

- Однако так не всегда бывает. Скажем, был законный запрет парковки на газонах. А сейчас…

- Да, был такой запрет. И Хабаровск по Административному кодексу уже ввел штрафы за парковку на газонах. Уже наводили порядок. Отменили нам эту статью, к сожалению. Люди жалуются. Есть другие структуры, которые должны это делать - Роспотребнадзор и прочие. Но как он обеспечит выполнение этих полномочий, если у него в поселках нет своих подразделений?

По закону о тишине в домах после 23 часов - уже три года не получается соглашения с полицией. Полиция не имеет права составлять протокол - и все! Она приезжает только в случае возникновения угрозы. Протокол может составлять уполномоченный работник администрации. А кто поедет к дебоширам ночью и без охраны? В общем, договорились каким-то хитрым способом обязать полицию через соглашение. А по соглашению постоянно возникают вопросы. В итоге, ситуация ухудшилась, поступает много жалоб, а меры принять не могут. То есть, закон есть, а его исполнения нет.

- Скажите, пожалуйста, проходят ли поправки в законы от других партий? К примеру, от коммунистов - хоть одна прошла?

- Поправка поправке - рознь. К примеру, предлагают коммунисты добавить (условно) миллиард рублей на сельское хозяйство. Я по сумме - не возражаю. Я возражаю по сути: на какие меры поддержки пойдут деньги? Чтобы это знать, надо, чтобы минсельхоз всё досконально просчитал и доказал, что сможет эффективно использовать дополнительные средства на развитие отрасли. Пока таких предложений на стадии рассмотрения бюджета не поступало. Все - круг замкнулся. Поправка не проходит. Она не обоснована.

- Скоро подойдет срок новых выборов в думу. Кого будем выбирать  - профессионалов или политиков? Кто более эффективно работает в думском кресле?

- Ответ стандартный: всегда эффективно работают (и не только в думе) люди ответственные, разумные, те, которые желают глубоко вникать в вопросы и хотят их решать. Профессионалу всегда поможет немного политики, и наоборот. Важно также понимать принципы прохождения законопроектов. А ведь популисты на выборах как говорят: я вам подниму зарплату, добавлю пенсию и прочее. Не то можно такого наворотить!

- Дума приняла самый главный закон - о бюджете на следующий год. Он у нас в крае год от года прирастает?

- Да. Мы, во-первых, в этом году его значительно откорректировали в сторону увеличения. Не просто за счет поступления федеральных средств - улучшилась динамика по собственным поступлениям доходов. Увеличивается поступление налога на доходы физических лиц - это означает рост заработной платы не только в бюджетной сфере, но и в реальном секторе экономики, а также некоторый выход бизнеса из «тени». Начал также расти налог на прибыль. Это красноречивые данные. Это та динамика, которую нельзя опровергнуть, потому что она есть. Поэтому бюджет следующего года - это бюджет здравого смысла, учитывающий все обязательства власти и все наши возможности.

- Вам как видится: лучше в политике или в бизнесе?

- В политике сложно. В бизнесе сегодня тоже не проще. Я так думаю. Но в бизнесе сам за себя отвечаешь. А в политике - не всегда.

- Что нового вы ожидаете в новом году, кроме выборов президента?

- На одной из встреч с законодателями президент говорил о налоговой системе, что она должна быть внятной и понятной. А это проблема. Обращений и жалоб много идет. Есть предположение, что в этом плане работа федерального правительства будет усилена, потому что бизнес находится в очень непростой ситуации. Исправлять нужно.

- Наш последний традиционный вопрос: что мы не спросили, а вы хотели бы сказать?

- Хочу пожелать удачи и успехов. И здоровья! Вам и вашим читателям. Когда мы здоровы, то мы и счастливы, и богаты, и деятельны.

- Да, немножко богатства газете не помешало бы. Спасибо!

Раиса Целобанова

     


Версия для печати: