Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

08.06.2017 / Статья «Инклюзия - не мода, а требование времени» в газете «Тихоокеанская звзеда» №105 от 8 июня 2017 года

Инклюзия - не мода, а требование времени

     В этом году абсолютным победителем городского конкурса «Педагогический звездопад - 2017» в Хабаровске стала Наталья Скалозуб, учитель начальных классов школы №68.  Среди учеников Натальи Скалозуб - слепой мальчик, который успешно учится в одном классе со здоровыми детьми. Такую форму обучения называют «инклюзивной».

     Дело в том, что с 2016 года вступили в действие сразу два Федеральных образовательных стандарта (ФГОС) - для детей с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью. Теперь за особыми детьми на законодательном уровне закреплено право на качественное и доступное образование - либо в специализированном учреждении, либо в массовой школе по месту жительства. Готово ли наше общество к тому, что в обычные школы придут дети с проблемами здоровья?

     Об этом не понаслышке знает депутат Законодательной думы Хабаровского края Ирина Белова.

     Пятнадцать лет она руководила хабаровской школой №?51, где дети-инвалиды начали учиться вместе со здоровыми намного раньше введения новых стандартов. Школа №?51 в 2015 году получила диплом лауреата Всероссийского конкурса инклюзивных школ, а в 2017 году - диплом победителя краевого конкурса «Методический Олимп» в номинации «Лучшая инклюзивная школа».

     - Ирина Валентиновна, противники стандартов говорят о том, что общество еще не готово к введению инклюзии в обычной школе. Согласны ли вы с этим мнением?

     - Нет, не согласна. Как депутат Законодательной думы, я четко понимаю, что можно сколько угодно приводить примеров о нежелании родителей и даже учителей обучать своих детей совместно с особым ребёнком, жестокости детей, неготовности общества в целом принимать особых людей. Но при этом нельзя забывать о том, что мы живём в обществе, которое регулируют законы, в частности, ратифицированная в 2012 году Конвенция о правах инвалидов и Закон об образовании в РФ.

     По тому, как в обществе относятся к инвалидам, можно определить уровень его развития. И так как все начинается со взрослых, а в случае образования - с учителей и воспитателей, то комфортная, принимающая среда появится там, где педагоги толерантно относятся ко всем детям - и к особым, и к типичным, а также владеют принципами инклюзивного образования. Именно тогда особый ребёнок будет комфортно чувствовать себя в коллективе обычных сверстников.

     Еще одна составляющая включающей образовательной среды - это оборудованное помещение, рабочее место, где ребенок с особенностями здоровья будет чувствовать себя удобно, приобретать знания наравне с другими детьми. Для школьника с детским церебральным параличом, который передвигается в специализированной коляске, это наличие пандуса в учреждении, подъёмника для перемещения коляски по этажам, удобного отдельного туалета, специализированного рабочего места.

     Для ребёнка с особенностями аутистического спектра - возможность уединиться, с ограничениями по слуху - кабинет, обустроенный специальной аппаратурой «аудиопетлёй», с ограничениями по зрению - другие приспособления и т. д. Министерство образования и науки Хабаровского края обеспечило 51-ю школу уникальной доступной средой, как краевой центр трансфера технологий по внедрению инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС для детей с особенностями здоровья.

     -?Сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми.  В этом году в краевом конкурсе «Учитель года» появилась номинация «Лучший учитель-дефектолог».

     -?Современный учитель начальной школы для успешной работы обязан иметь и квалификацию узкого специалиста. Недаром в бывшем Дальневосточном гуманитарном университете (ныне ПИ ТОГУ) был опыт выпуска учителей начальной школы с дополнительным дефектологическим образованием.

     Очень важно, чтобы особого ребенка сопровождали узкие специалисты, которые помогают учиться по предложенным психолого-медико-педагогической комиссией методикам - дефектологи, психологи, логопеды, тьюторы. Когда родители особого ребёнка выбирают детский сад или школу по месту жительства, то эти образовательные учреждения должны корректировать штатное расписание, подстроившись под нужды ребёнка. В этих школах должны сформироваться методические команды, школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, сопровождающие процесс обучения детей с ОВЗ. Идея инклюзии состоит именно в том, что не ребёнок адаптируется для обучения в общеобразовательном учреждении, а учреждение подстраивается под его особенности.

     -?Некоторые опасаются, что инклюзия приведет к тому, что закроются все специализированные школы и интернаты, и детей с проблемами здоровья заставят учиться в обычных школах. Возможно ли такое?

     - Дефектологическому образованию в России больше 200 лет. Оно имеет колоссальные наработки в коррекции особых детей. Специальные образовательные учреждения необходимо не только сохранять для обучения в них детей с ОВЗ, но и научиться пользоваться ими для того, чтобы родители могли выбирать учебное учреждение для своих детей. Закрывать специализированные учебные заведения Министерство образования Хабаровского края не планирует.

     Удачный пример специализированного образования - школа-интернат №?12 (г.?Вяземский). Здесь созданы все условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. На входе в здание находится схема школы в рельефном виде с пояснениями шрифтом Брайля для незрячих и слабовидящих детей. Удобный пандус и расширенные дверные проемы позволяют инвалидам-колясочникам комфортно передвигаться по школе. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть специальные парты для работы стоя и даже специальные стулья, чтобы детям было удобнее играть на ковре.

     В этой школе не только получают среднее образование, но и учат на столяров, штукатуров-маляров, получают профессии по животноводству и растениеводству. С пятого класса школьникам начинают преподавать «Сельскохозяйственный труд».

     Специальное образование находит новые формы и, в частности, в общеобразовательной школе или детском саду. Например, Наталья Скалозуб работала в специальном учреждении для слепых и слабовидящих детей и глубоко изучила образовательный стандарт для детей с проблемами здоровья. Это помогло ей создать условия в обычной школе для включения в коллектив здоровых детей слепого ребёнка. Благодаря ее работе обычная городская школа за короткое время смогла соответствовать всем составляющим инклюзивной среды, где особый ребёнок чувствует себя комфортно, успешно обучается по адаптированной программе.

     Так специальная педагогика идёт на выручку общему образованию, отвечая на вызовы современной действительности.

     - Наступило лето, учебный год закончен. Есть ли у нас в крае смены для особенных детей?

     - Да, краевые летние оздоровительные лагеря проводят смены для детей с ОВЗ различной направленности. Такую замечательную инициативу краевой лагерь «Созвездие» сделал традиционной.

     В рамках городского оздоровительного лагеря открыл свои двери профильный отряд «Солнышко» для детей с особыми образовательными потребностями в хабаровской школе №?51. У отряда много дел - развивающие занятия, кружки, работа по благоустройству. Ребята совершенствуют свою работу на компьютерах, занимаются лечебной физкультурой. И, конечно же, у детей появятся новые друзья, с которыми они не расстанутся и в новом учебном году.

Беседовала

Марина ЛИТВИНОВА.
 

Автор: Марина ЛИТВИНОВ


Версия для печати: